ОАО "Мечел" - большая группа компаний, с большим количеством вертикально интегрированных активов, многие из которых при текущей рыночной ситуации как минимум являются малоприбыльными, а зачастую убыточными - например, это угольные шахты с подземной формой добычи, такие как Южный Кузбасс, а также другие добывающие/перерабатывающие предприятия.
Безусловно, государство окажет всестороннюю помощь и не даст обанкротиться предприятию (хотя что такое предприятие – группа Компаний?), на базе которого, по сути, образованы монопромышленные населенные пункты, т.к. это повлечёт за собой социальные взрывы - «шахтёры и каски». Обычно в подобных ситуациях собственников корректно принуждают продавать убыточные активы «забесплатно» каким-либо структурам, имеющим хорошие крупные госзаказы и отношения с государством. Что в данном случае происходит? Предприятие продаётся за копейки (цена актива минус долг), основные активы, в том числе и люди, переводятся на новое юридическое лицо, зарплаты платятся, а в итоге «кидают» поставщиков – это малый и средний бизнес, которые поставляли разнообразное количество продукции для этих шахт, и с которыми просто не расплачиваются либо предлагают жуткие дисконты. Так, рабочий класс - большой социальный слой не пострадает, а под удар попадает малый и средний бизнес. А это огромная дебиторская задолженность, которая не будет никому возмещена. По сути, государство делает выбор в пользу людей, а, соответственно, малый и средний бизнес остаются не у дел, хотя в любой стране это является основой стабильности экономики.
Почему возникает такая ситуация? Почему не выполняются обязательства? Причина в следующем: отсутствуют связи и ответственность между группой компаний и контрагентами. К слову сказать, само понятие «группа компаний» у нас в стране никак не зафиксировано. Условно, группа компаний «Мечел» только позиционирует себя как группа, а внутри - это просто 15 разнородных активов, которые не несут ответственность друг за друга, также как и их управляющая компания, которая, кроме перекрестных поручительств, не всегда полностью фиксирует весь ряд активов.
Поскольку ответственность между группой компаний, бенефициарами и другими участниками группы не закреплена законодательно, то собственники бизнеса в такой ситуации, как правило, избавляются от активов, а все убытки «вешают» на малый и средний бизнес, который они вынуждают работать на условиях «предпоставки». Обычно шахты расплачиваются спустя 1-2 месяца после отгрузки товара/оказания услуг, а сейчас, по последним данным, просрочка, например, по Южному Кузбассу близка к критической.
В России каждый может назвать себя группой компаний и не нести при этом никаких обязательств в рамках гражданско-правовых взаимоотношений при дефолте одной из её составляющих. Понятие группы работает только в формате уголовного кодекса как отягчающее обстоятельство.
Банкротство «Мечел» маловероятно. Скорее всего, будет иметь место факт переуступки какого-либо из активов под гарантии более выгодного финансирования, а часть долговой нагрузки, которая в данный момент отягощает баланс всей группы компаний, будет скинута на малый и средний бизнес, на поставщиков товара. Так как эта компания к реальному активу никакого отношения иметь не будет, все поставщики останутся без оплаты своих услуг, и, начав судиться - ни копейки не получат. Многие из них в очередной раз разочаровавшись в игре в предпринимателей при работе с шахтерами, свернут бизнес в Сибири и поедут пытать счастья в Москву или Питер, купив квартиры и сдавая их в аренду.
О Clarus Capital
Clarus Capital — инвестиционная управляющая компания, специализирующаяся на работе со стрессовыми активами. Компания оказывает широкий спектр услуг в области антикризисного управления бизнесом, управления акционерными рисками, реализации сделок слияния и поглощения, привлечения инвестиций, банкротства и финансового оздоровления.