4 февраля 2014 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю проведена «горячая линия» на тему: «Актуальные вопросы государственной регистрации прав».
Звонки на «горячую линию» Управления Росреестра по Пермскому краю содержали информацию о разных ситуациях, с которыми сталкиваются заявители. Специалисты Управления подробно проконсультировали граждан по всем интересующим вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На некоторые вопросы дали пошаговую инструкцию. В соответствии с заявленной темой очередной «горячей линии» заявители обращались с вопросами, касающихся оформления документов на земельные участки, по вопросам использования земельного участка не в соответствии с его назначением, как проходит процесс изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Наиболее часто задаваемые вопросы касались перечня документов, который нужен для оформления права собственности на земельный участок под многоквартирным жилим домом, а также какие документы необходимы для оформления перехода прав собственности на квартиру.
На телефон горячей линии поступил вопрос от заявителя, построившего дом на приусадебном земельном участке: какие документы нужны для того, чтобы оформить право собственности на этот дом?
Эта ситуация предусматривает упрощенный порядок государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
Основаниями для государственной регистрации являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Правоустанавливающий документ не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.
Документом, который подтверждает факт создания объекта и его описание, является кадастровый паспорт.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости это выписка из государственного кадастра недвижимости (ГКН). В ней содержатся уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об объекте.
Выдача данного документа осуществляется филиалом ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю (Кадастровая Палата).
В настоящее время кадастровый паспорт объекта капитального строительства в Кадастровой палате запрашивается регистрирующим органом самостоятельно.
Если сведения об объекте недвижимости в ГКН отсутствуют, то есть дом не поставлен на кадастровый учет, выдача кадастрового паспорта не может быть осуществлена. В этом случае обязанность по представлению на государственную регистрацию кадастрового паспорта возложена на заявителя.
Если у заявителя на руках имеется технический паспорт на дом, выданный до 1 января 2013 года, то такой объект считается ранее учтенным и может быть поставлен на кадастровый учет.
В противном случае заявителю необходимо обратиться к кадастровому инженеру за изготовлением технического плана.
После чего заявитель может сразу сдать документы в «единое окно» (Кадастровую палату, МФЦ, Управление Росреестра) для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на дом в упрощенном порядке.