Впервые голос шансонье Сергея Ченского зазвучал на радио в 2010 году. За лиричные, искренние песни поклонники назвали его «добрым рыцарем русского шансона», а музыкальные критики не преминули отметить, что красивые мелодии и тёплый бархатный баритон, словно эхо Михаила Круга, продолжают лучшие традиции шансона.
- Сергей, несколько слов о ваших корнях, о родителях…
– Родом я из Рязани, но вырос в красивом, старинном городе Дмитрове. Отец был военным, а мама всю жизнь рядом с ним.
– А на какой музыке вы росли?
– На советской эстраде. До сих пор с удовольствием слушаю Утёсова. Позднее увлёкся русским роком: «Машина времени», «Воскресение» – всё было ново, свежо. Позднее сам освоил гитару и даже пробовал сочинять. Большинство из юношеских опытов забыто, но одна мелодия стала песней. Я написал её к стихотворению Сергея Есенина «Табун».
– Перед нашей встречей я зашёл на ваш сайт и поймал себя на парадоксальной мысли, что все песни очень разные. В одной я слышу блюз, в другой – отголоски рока, а в третьей – городской романс, но при этом вы позиционируетесь как автор-исполнитель в стиле шансон.
– Сегодня жанр шансона очень многогранный. Если раньше его связывали исключительно с песнями на криминальную тему, то сегодня этот стереотип сломан. На мой взгляд, это просто честная, искренняя песня со смыслом. Мне комфортно в рамках жанра, он даёт простор для музыкальных экспериментов.
В каком ещё стиле на альбоме, не ломая его концепции, могут соседствовать шуточные песни, любовная лирика или просто зарисовка из жизни? Только в шансоне. За что я его и ценю. Да и как я могу не любить этот жанр, если шансон однажды спас мне жизнь…
– Вот отсюда поподробнее, пожалуйста!
– В середине 90-х я отвечал за безопасность одной очень крупной компании. Серьёзный бизнес часто сопряжён с большими проблемами, и однажды на меня было совершено покушение. Я ехал в машине, а перед этим как раз только купил новый сборник шансона. Наклонился, чтобы вставить кассету в магнитолу, как вдруг на автомобиль обрушились выстрелы. Я тогда чудом уцелел.
– Да, история впечатляет. Но давайте вернёмся к творчеству. Недавно вы закончили съёмки клипа на песню «Удача». Я, когда услышал её, вспомнил свой летний вояж по Балканам, обжигающую сливовицу и фильмы Кустурицы. Получился очень яркий, сочный, как болгарский персик, хит.
– Идею песни подбросил журналист Александр Кушнир. Он рассказал, что Роман Либеров снимает фильм о знаменитом тандеме Ильфа-Петрова и предложил попробовать сочинить саундтрек. Я сразу вспомнил Остапа Бендера, и получилась песня. В картину она не вошла, Рома к тому моменту уже всё смонтировал. Но я всё равно решил её записать. Работали на студии Сосо Павлиашвили. Аранжировки делал Олег Ураков, известный по работе с Михаилом Кругом и Радой Рай, партию духовых сыграл трубач-виртуоз из команды Леонида Агутина Алексей Батыченко, на баяне подыграл Валерий Сёмин. Мы, что называется, поймали кураж. Вещь получилась очень задорная. Когда свели её, то разместили в Интернете. Нам говорили: «Зачем? Шансон мало качают!» А в итоге её скачали тысячи человек, песня зазвучала на радио. Тогда решили снимать клип и отправились во Львов. Там и вертолёты летали, и поезда ездили, и актёры по старинным львовским улочкам бегали…
– А вы?
– А я играл в шахматы. Так было задумано по сценарию. Я весь ролик сижу в осеннем дворике и играю в шахматы (смеётся). Сейчас видео монтируется. Премьера состоится на крупнейшем музыкальном интернет-канале Ello.
– Не так давно вы начали сотрудничать с экс-солисткой группы «Мираж» Светланой Разиной и уже записали дуэт «Женщине верить нельзя».
– Эту песню написала сама Светлана и сначала исполнила её с Натальей Гулькиной, но, по её собственному признанию, песня не раскрылась. Когда мы встретились, Светлане стало интересно, как композиция зазвучит в дуэте с мужчиной. По-моему, всё получилось, да и сама Разина как-то сказала в интервью, что альянс с Сергеем Ченским подарил песне новый смысл, сделал её более острой, драматичной.
Новый клип – это музыкальная история в двух частях. Первая серия уже почти снята на всем известный хит «Музыка нас связала», вторая будет – «Женщине верить нельзя». Сюжет причудливо перетекает из одной части в другую. Интрига сохраняется до самого конца. Проделана огромная работа по подбору костюмов на Киностудии им. Горького, есть сцены на лошадях, в готических интерьерах… Не хочу раскрывать все карты, но точно знаю, что зрителей ждёт немало сюрпризов.
– Сегодня ваша дискография насчитывает четыре пластинки, а новейший альбом называется «Автопилот». Расскажите о последней работе.
– Когда я только начинал пробовать себя в качестве шансонье, то довольно долго искал свои манеру, образ, музыкальную подачу. Первые песни были записаны под одну гитару. Более того, поначалу я исполнял не только свои песни. Но с опытом пришло понимание, как это должно звучать, и я окончательно утвердился в мысли, что исполнять нужно авторский репертуар. Если первые диски можно назвать пробой пера, то «Автопилот» – альбом с продуманной концепцией, с отличным саундом и, смею надеяться, интересными песнями.
– Здесь присутствует ваш друг и продюсер Дмитрий Михин. Однажды я смотрел сюжет, где Дмитрий с гордостью показывал свою коллекцию гитар, там и «Гиббсон», и юбилейный «Фендер». А у вас есть хобби?
– Дмитрий – прекрасный музыкант, лидер группы «Аго», пишет песни, виртуозно играет на гитаре. Я же не могу похвастаться таким владением инструментом и даже на концертах предпочитаю, чтобы мне аккомпанировали профессионалы. Так что коллекции гитар у меня нет, да и хобби особого, признаться, тоже.
Я люблю собак. Это началось с армии, где я служил кинологом. А в остальном… В последние годы больше времени стараюсь проводить с семьёй.
– Раньше достаточно было выпустить альбом – и популярность была обеспечена. Сегодня всё иначе – артистам приходится идти на скандал, эпатаж. А на что готовы вы ради славы?
– Ни на что. Готов только работать. Я человек старой закалки. Мне не понять, когда ради минуты эфира, каких-то мифических рейтингов люди идут на всё что угодно. Мне кажется, что ни делай, если нет материала, народ его не услышит, а если есть в песнях правда, красота, то они травой прорастут без всяких скандалов.
– Что пожелаете нашим читателям в новом году? И есть ли у вас мечта?
– Всем желаю одного – мира. А мечта? Пусть прозвучит нескромно, но я всегда помню слова Бродского: «Главное – это величие замысла». И потому скажу откровенно: мечтаю собрать аншлаг в Кремлёвском дворце. Пусть не в наступающем году, но через год – наверняка!