Из госкорпорации «Росатом» получил лаконичное письмо №1-4/46154 от 06.12.2013 за подписью первого заместителя генерального директора Каменских И.М. на мои обращения к Президенту РФ, в Правительство РФ, в ГД РФ, в СФ РФ по вопросу безаварийной новейшей технологии эксплуатации АЭС согласно нашей Теории аварий. В данном письме Росатом информирует о прекращении со мной переписки по данному вопросу. Но весь казус заключается в том, что я переписку с Росатомом и не начинал. Поэтому со мной её прекращать не имеет никакого смысла.
Много раньше Фирма ИнформСистем разработала Инновационную MES-Систему «MES-T2 2020» v.6.500.42 для реализации технологии безаварийной эксплуатации атомных энергоблоков, и которая может обеспечить предупреждение всех аварийных ситуаций на АЭС, ТЭЦ и ГРЭС. Она предназначена также для реализации технологии экономии топлива и для увеличения энергоэффективности тепловых и атомных электростанций при автоматизации расчётов фактических и нормативных ТЭП в реальном времени.
Ментальность – относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей воспринимать мир определенным образом. В этой связи привожу несколько высказываний по состоянию дел в атомной отрасли.
Вот что говорится в статье «Басманный суд против ядерной безопасности Санкт-Петербурга» (Олег Бодров, Андрей Талевлин): «Опубликованы статьи, направлены обращения тысяч сосновоборцев к Президенту России, руководству Росатома. Но эти голоса не хотят слышать те, кто живет в Москве, в 800 км от места возможной аварии. Они присвоили себе право в угоду интереса бизнеса решать судьбу тех, кто живет в непосредственной близости от опасных объектов».
В России выпущена книга «От Хиросимы до Фукусимы» (Владимир Сливяк), критикующая отечественную атомную промышленность. В ней подробно освещены как ядерная авария в Японии весной 2011, так и риск повторения ядерной катастрофы в России. Большое внимание в книге уделяется неудовлетворительному уровню безопасности объектов атомной промышленности и недостаткам проектов строительства новых АЭС. В книге рассматривается, что сделали руководители атомного ведомства и политики для того, чтобы оградить россиян от ядерных катастроф, аналогичных Фукусиме и Чернобылю. К сожалению, ситуация прискорбна – практически все действия лиц, принимающих решения, сводились к убеждению населения в том, что делать ничего не надо, так как безопасность в России уже на высоком уровне. Тем не менее, действительность слишком далека от этого утверждения, а в российской атомной промышленности сегодня сосредоточено колоссальное количество проблем.
Вот что сказал Николай Кутьин, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: «Что произошло на атомной электростанции Фукусима после штатного и правильного срабатывания всех автоматических систем защиты – для нас загадка».
В статье «Урановая проблема и строительство новых АЭС в России» (Александр Портнов) сказано: «Cпециалисты из отрасли уходят по возрасту либо «их уходят», заменяя «менеджерами». А без кадров, перефразируя известное высказывание классика, усилиями которого была создана основа атомной промышленности СССР, порушится все окончательно».
Из всех этих высказываний легко делается вывод о ментальности руководства атомной промышленности, которая заключается в том, что это самое руководство просто узурпировало атомную отрасль и поставило свои интересы выше общественных. Оно, видите ли, вправе решать, нужна абсолютная безопасность АЭС или не нужна. Оказывается, что бестолковые многотонные кастрюли под реакторы ну просто необходимы для безопасности, а вот безаварийная высокоинтеллектуальная технология эксплуатации АЭС совсем не нужна. Но ведь атомные электростанции возводились всем миром, когда данных руководителей Росатома ещё и не было. Поэтому народ, претерпевая постоянную опасность ядерного заражения от сегодняшних АЭС, устаревших и морально, и физически, вправе вмешиваться и с критикой, и с инициативой.
Атомная отрасль это не тот случай, когда можно так запросто отмахиваться от любых инициатив, как от назойливых мух. Тем более если эти инициативы направлены на абсолютную безопасность АЭС, и на их ориентацию быть полностью безаварийными. Ведь Росатом не нам отказал в переписке, а фактически всему народу запретил иметь уверенность в безопасности АЭС.
Обращение к Президенту РФ Путину В.В. об инициативе по безаварийной технологии АЭС на MES-Системе его службой направляется по компетенции в Росатом. Но когда данная инициатива завершается бюрократической отпиской, то говорить о компетенции именно в информационных технологиях уже не приходится, так как там подобных специалистов просто нет.
Само же Обращение имеет следующее содержание: «Сообщаю, что нами разработаны: Безаварийная технология эксплуатации АЭС, Информационная система предупреждения аварийных ситуаций на энергоблоке и Теория аварий. «Росатом» является государственной корпорацией, поэтому вопросы безопасности общества должны стоять выше корпоративных интересов. Считаю, что все нами предлагаемые инновационные идеи и решения, связанные с безаварийностью АЭС, должны рассматриваться с доброжелательной тщательностью, исключая бюрократизм. С высокой трибуны Вы говорите о выделении огромных финансовых средств на увеличение безопасности АЭС, а у нас уже многое сделано не просто для увеличения безопасности, а вообще для достижения полной безаварийности АЭС».
После первого обращения Росатом затребовал предоставить различные бумаги и доказательства того, что это самое уже работает. Мы предоставили Технико-экономическое обоснование Технологии безаварийной эксплуатации АЭС и увеличения энергоэффективности на MES-Системе «MES-T2 2020» на 120 страницах. В этом ТЭО мы подробно осветили все аспекты нашей Теории аварий, привели описание перспективной MES-Системы и раскрыли технологию предупреждения аварийных ситуаций, которая мгновенно выявляет все некорректности на энергоблоке, вообще не доводя ситуацию до срабатывания противоаварийной автоматики и защит.
Ниже приведены электростанции, на которых было апробирование устаревших версий Системы в прошлые годы, начиная с 2002. А конкретнее, была выполнена черновая адаптация всех расчётов ТЭП. Но по финансовым трудностям самих электростанций полномасштабного внедрения с нашим авторским сопровождением так и не было ни на одной электростанции. Поэтому не по нашей вине на многих электростанциях Система фактически не эксплуатируется. Электростанции: ТЭЦ ЧМЗ, Сосногорская ТЭЦ, ТЭЦ-1 Норильскэнерго, ТЭЦ-2 Норильскэнерго, ТЭЦ-3 Норильскэнерго, ТЭЦ Бийскэнерго, Приморская ГРЭС, ТЭЦ-9 Иркутскэнерго, Пермская ТЭЦ-9, Кольская АЭС, Воркутинская ТЭЦ-2, Каширская ГРЭС, Елабужская ТЭЦ, Тюменская ТЭЦ-1, Свердловская ТЭЦ. За это время с учётом богатого опыта общения с электростанциями Система выросла до MES-Системы «MES-T2 2020» и приобрела значительные конкурентные преимущества над всеми зарубежными аналогами по лёгкости адаптации и по скорости расчётов.
Так в чём же суть ментальности руководителей Росатома? Всё очень просто – сторонних не пускать и близко. Никто в Росатоме не стал утруждать себя мыслью, что лучше на ранних стадиях выявить некорректность на энергоблоке (ошибка оператора, ложное срабатывание автоматики, износ оборудования) и её своевременно устранить, чем при внезапной остановке энергоблока всех наивно убеждать, что всё в порядке и радиация в норме.
Елабуга Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.