В администрации Ленобласти зарубежные эксперты в области безопасности дорожного движения представили программу снижения числа ДТП и системы маршрутного ориентирования
В администрации Ленинградской области прошло совещание, посвященное промежуточным итогам проекта «Безопасность трансграничного дорожного движения». Данный проект является частью долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2013 – 2016 годы» и программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия – Россия: Санкт-Петербург, Ленинградская область 2007-2013». В совещании приняли участие эксперты из департамента транспорта и инфраструктуры Финляндии, представители госорганов Петербурга и Ленобласти, а также представители компаний 3М, ЗАО «Дорспецмонтаж», ООО «Автодорожный консалтинг» и других.
«Число ДТП в Ленобласти растет, — сообщил Валерий Петров, заместитель начальника 3 отдела УГИБДД ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и ЛО. — За 9 месяцев 2013 года количество происшествий увеличилось на 3,4% и составило 2784 случая. 27,9% от общего числа ДТП в Ленобласти сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. Скорость и человеческий фактор остаются главными причинами ДТП, но главной проблемой на сегодняшний день является глобальное отставание темпов развития улично-дорожной сети от скорости автомобилизации. Существует острая необходимость оборудования дорог освещением, современными информационными указателями, пешеходными переходами и качественным дорожным покрытием».
«В Ленобласти на дорогах и улицах установлено не более одной пятой части от общего количества необходимых информационных знаков, — отметила Анна Чистякова, эксперт по вопросам дорожной безопасности компании «3М Россия». – Существует большая доля обветшалых дорожных знаков, которые кое-как видны днем, но пропадают из виду ночью. Большое число ДТП возникает по причине неадекватного поведения водителей, которые замечают знаки в последний момент и совершают резкие маневры. Очевидно, что системы маршрутного ориентирования в городах и на территории области неразвиты, и опыт передовых стран мало используется».
Задачей проекта «Безопасность трансграничного дорожного движения», запущенного 1 февраля 2012 года, является устойчивое сокращение аварийности в Ленобласти, построенное на основе принципов управления дорожными рисками. В рамках проекта эксперты из Финляндии разработали программу улучшения дорожной обстановки на самых аварийных участках Всеволожского и Выборгского районов. Выбраны они были неслучайно: анализ ДТП за последние три года показал, что именно на данных территориях существует наибольшее число дорог с высокой аварийностью. Статистика за 9 месяцев 2013 года также зафиксировала наибольшее число погибших в данных районах.
Было представлено несколько различных моделей модернизации аварийно-опасных участков дорог, отличающихся по размеру инвестиций. Так, например, во Всеволожском районе было выявлено 45 участков с повышенной аварийностью, где среднее число погибших в год составляет 31 человек, число раненых – 172 человека. Суммарный ущерб от ДТП на данных участках составляет 700 млн руб. ежегодно. Специалисты подсчитали, что минимальные расходы на комплексную модернизацию данных участков составят 23 млн руб., что позволит предотвратить гибель 12 и ранение 69 человек ежегодно. Данные комплексные меры включают в себя: нанесение разметки, улучшение видимости пешеходных переходов с устройством шумовых полос на подъезде к ним, устройство продольных шумовых полос параллельно оси и кромкам проезжей части, введение и контроль ограничения скорости 40 км/ч и 60 км/ч, а также срезка растительности, ухудшающей видимость.
«Работа по улучшению безопасности дорожного движения должна быть основана на объективных целевых показателях. В Финляндии реализуется программа по развитию безопасности дорожного движения. В 2010 году 272 человека погибли в ДТП, к 2014 году мы планируем снизить данный показатель до 218 человек, — рассказал Юсси Кайласто, руководитель отдела транспорта Регионального Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии. – Поскольку человеческий фактор – основная причина ДТП, дорожная среда должна быть проектирована таким образом, чтобы в результате ошибки никто не пострадал. Отдельно отмечу, что скорость имеет решающее значение. В населенных пунктах в Финляндии скоростные ограничения составляют 30-50 км/ч, на трассах – 80 км/ч. На безопасных участках магистралей ограничения составляют 100 км/ч».
Российские эксперты отмечают, что опыт западных коллег в благоустройстве дорожно-транспортной сети полезен, но далеко не все представленные ими методы применимы на практике. Любые решения, связанные с организацией дорожного движения, должны приниматься на основе локальной специфики. Интенсивность и плотность движения, автомобилизация и развитие дорожно-транспортной сети – все эти параметры сильно отличаются в России и Финляндии.
Проект «Безопасность трансграничного дорожного движения» будет завершен 31 июля 2014 года.