Эти люди регулярно бывают в лучших ресторанах, летают в разные страны, останавливаются в роскошных отелях, покупают яхты, автомобили, самолеты и… получают за это деньги. Тайные покупатели сегодня тестируют абсолютно все сферы услуг в рамках проектов mystery shopping («таинственный шопинг»).
Несколько лет назад в России появились первые «тайные гости». Тогда основными заказчиками подобных услуг были точки общественного питания и магазины. Сегодня, с появлением специализированных агентств по гостеприимству, протестировать свой персонал может любая фирма.
Проверяют обычно сотрудников, которым приходится постоянно общаться непосредственно с клиентом. Продавцы-консультанты, секретари, туроператоры, стюардессы, официанты — словом, те, в чьи обязанности входит создавать комфортные условия для клиента.
Шопинг как стиль жизни
«Приходя в кафе с друзьями, я уже по привычке иду осматривать витрину и туалет, потом расспрашиваю официанта о составе блюд, даже если не собираюсь их заказывать. Я не привередливая, просто я — тайный гость и помню об этом даже в нерабочее время», — рассказывает сотрудница фирмы по оказанию маркетинговых услуг Ольга Караваева. «Это, кстати, помогает привлечь к себе внимание со стороны персонала — имейте в виду эти мелочи, если официант долго не приносит вам меню», — советует девушка.
История Ольги типична для большинства тайных покупателей. Помимо основной работы в офисе у нее есть подработка, которая заключается в посещении ресторанов и составлении отчетов по работе персонала, в месяц три-четыре выхода. За каждое посещение она получает от 1 до 3 тысяч рублей.
«Диктофон и фотоаппарат всегда наготове»
Заработать в качестве тайного покупателя можно и больше. К услугам этих людей прибегают компании, торгующие недвижимостью, предметами роскоши и авиабилетами на рейсы международных перевозчиков. Зарплата у «гостей» в штате — 30–50 тысяч рублей плюс бесплатные поездки, питание и проживание в случае командировки.
Дарья работает тайным гостем в отелях по всему миру уже три года. «В одно место дважды не отправляют, чтобы не примелькалась. Оплачивают все от и до, но и работы в таких поездках много. Приходится записывать каждую мелочь, всегда держать наготове диктофон и фотоаппарат», — рассказывает девушка.
«Предоставляем костюмы, обувь и часы»
«На сложные заказы вроде туризма или авиаперелетов мы берем не всех. Учитывается абсолютно все: возраст, пол, внешние данные. Естественно, мы не можем отправить на покупку яхты студентку. Тут нужен солидный мужчина. Иногда мы предоставляем даже костюмы, обувь и часы, берем что-то напрокат у фирм, где тестировали продавцов. Где-то нужны специальные знания. Например, идет человек в строительную фирму общаться с застройщиком, и он должен понимать, о чем с ним говорят», — рассказывает менеджер по подбору персонала агентства MYBP Елена Кочеткова.
«Однажды я тестировала персонал компании авиаперевозчика. Мы летели экономклассом в Таиланд. Перелет длинный, и за это время я должна была понять, как ведут себя стюардессы в нестандартных ситуациях. Девушки оказались на редкость терпеливыми и на все мои просьбы пересадить, накормить, напоить, развеселить отвечали вежливо и по делу. Тогда я подозвала стюардессу и громко на весь салон заявила, что дама по соседству пахнет отвратительно и я не буду с ней сидеть. Стыдно было ужасно, но девушка не растерялась, пересадила меня, извинилась перед обиженной соседкой и все уладила», — рассказывает тайный гость Оксана Бунина.
«Один клиент десяти стоит»
Mystery shopping стал полноценной формой проверки деятельности компаний и их положения на рынке среди конкурентов. Исследования обычно проводятся перед обучающими тренингами, чтобы определить их задачи, и после, чтобы оценить результаты.
«Это необходимая практика. Мы заключаем договор с фирмой, которая занимается подбором персонала и предоставляет услуги по проверке его деятельности. В договоре прописываем количество тайных гостей и периодичность их визитов, — говорит управляющий ресторана „Белая мельница“ в Подмосковье Игорь Веремеев. — Один клиент десяти стоит: его хорошо обслужат, он приведет компанию друзей, нахамят — мы потеряем и его, и всю потенциальную компанию», — поясняет Игорь.
Справка об организации:
Компания "Скаут Маркетинг" работает на рынке услуг mystery shopping с 2006 года. На данный момент компания действует во всех регионах России и располагает базой в 1600 обученных тайных покупателей.
"Скаут Маркетинг" занимается проверками клиентского сервиса в различных сферах бизнеса - на регулярной основе проводятся проверки банковских организаций, автосалонов и центров технического обслуживания автомобилей, АЗС и автомоек, компаний – продавцов недвижимости (застройщики и риэлторы), павильонов и торговых центров (салоны одежды и обуви, мебели, бижутерии), управляющих компаний жилых комплексов, парикмахерских и Салонов Красоты, ресторанов, кафе и клубов.