Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Туристический рынок: зима близко». По мнению её участников, внутренний туризм в России развивается недостаточно динамично по причине дефицита инфраструктуры, высокой стоимости транспортных услуг и отсутствия качественных идей. В то же время, эксперты с оптимизмом смотрят на перспективы развития сектора в среднесрочной перспективе.
Внутренний туризм в России развивается медленно, констатируют участники организованной «Финамом» конференции. По данным Ростуризма, по итогам I полугодия 2013 года выезд российских граждан за рубеж с туристическими целями составил 8,5 млн человек, а въезд – 1,05 млн человек. «Доля внутреннего туризма растёт, но невысокими темпами. Появляются новые места для размещения, благодаря чему стоимость может не сильно отличаться от европейской. Но основными сдерживающим фактором пока остаётся стоимость перевозки, особенно актуально это для регионов», – считает руководитель департамента наземного обслуживания в сегменте корпоративного туризма UTS Travel Оксана Фаст.
Если судить по авиабилетам, то рынок растет благодаря международным вылетам, отмечает PR-директор туристического поисковика Aviasales.ru Янис Дзенис: «По большому счету, россияне летают из Москвы и в Москву». Наиболее популярные направления внутреннего туризма – это Санкт-Петербург, Золотое Кольцо, Великий Устюг (на Новый год), добавляет руководитель департамента по работе с отелями Ostrovok.ru Фёдор Егоров.
В свою очередь, основатель и владелец туристической компании «Дельфин» Сергей Ромашкин отмечает, что Россия остаётся одним из самых популярных направлений, при этом ориентироваться на данные продаж авиабилетов и букинговых систем не репрезентативно: «Рейтинг по России: Краснодарский край, Санкт-Петербург, Кавминводы, Карелия, Золотое Кольцо». По словам эксперта, на Москву и Санкт-Петербург приходится до 90% зарубежных туристов.
Ввиду высокой стоимости транспорта россияне чаще всего путешествуют по стране на личном автотранспорте, рассказывает главный андеррайтер направления страхования путешествующих «АльфаСтрахование» Антон Колегов: «Организованный туризм (автобусные туры) также пользуются популярностью, но куда чаще россияне предпочитают совершать такие поездки на собственном автотранспорте и самостоятельно гулять по городам, посещать музеи».
Основной проблемой внутреннего туризма г-жа Фаст называет отсутствие государственного финансирования регионов в нужном объёме: «Зачастую регионы развивают отрасль благодаря внешним инвесторам или на средства местных бюджетов, которых, конечно, не хватает». Хороший толчок развитию внутренних путешествий должно дать появление российского лоукостера, добавляет г-н Егоров.
Развитие туриндустрии в стране в целом сдерживает, прежде всего, низкий уровень развития инфраструктуры – дефицит транспортных коммуникаций, качественных средств размещения, благоустроенных зон отдыха и рекреаций различного типа, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «Эти факторы, а также сравнительно невысокая конкуренция в значительной степени определяют высокий средний уровень цен. По мере развития этого рынка, расширения инфраструктуры и концентрации конкуренции средняя стоимость услуг в этой сфере будет снижаться». Эксперт уверен, что региональные власти должны заниматься формированием и реализацией комплексной стратегии развития туриндустрии с приоритетом инфраструктурного развития, созданием понятных, прозрачных и привлекательных условий для частного капитала.
Для популяризации внутреннего туризма также требуются новые бренды, такие, как родина Бабы Яги, праздник лука в Лухе, Гороховец, Коренская ярмарка на Курщине, уверен г-н Ромашкин: «Все эти идеи интересны для туристов, но их должно быть намного больше. Нужен российский календарь событий и каталог туристических городов и объектов. Пока туристу трудно найти интересное событие в маленьком российском городке. По России уже путешествуют 22-25 млн человек ежегодно, информационная поддержка, продвижение “идей для поездки” – вот это необходимо».
Гороховец Владимирской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.