Аналитик ЮИКЦ, Глеб Смирнов оценил состояние морских транспортных узлов России и сделал вывод, что объем переваливаемых грузов через порты вырос на 25,4%, а по итогам 10 месяцев 2013 года уже перевалено на 4,2% больше за аналогичный период годом ранее.
Значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико. Современный морской порт – это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Значительна роль портов в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, а также в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов, развития и использования транзитного потенциала России. В морских портах реализуется национальная морская, таможенная и пограничная политика, осуществляется государственный портовый контроль. Российская Федерация располагает самой протяженной в мире береговой линией морского побережья. Морские порты являются стратегическими объектами государства, это определяет необходимость совершенств.
По состоянию на начало 2013 года производственная мощность российских портов составила 846,2 млн. тонн, в том числе для наливных грузов - 479,4 (56,7%) млн. тонн, сухогрузов - 366,8 млн. тонн (43,3%).
Только за последние шесть лет объем перевалки грузов вырос на 25,4% или на 114,5 млн. тонн из них 61,1 млн. тонн сухогрузы, а 49,4 млн. тонн – наливные.
Данная тенденция прослеживается и в текущем 2013 году, за 10 месяцев портами России перевалено 488,7 млн. тонн, что на 4,2% больше чем за аналогичный период предыдущего года. Увеличение сформировано ростом перевалки наливных грузов 107,2% относительно 10 месяцев 2012 года, в то время как перевалка сухогрузов сократилась на 0,5%, что даёт возможность прогнозировать рост итоговых показателей 2013 года над 2012 г.
В среднем отношение наливных и сухих грузов в структуре морской перевалки составляет 60 на 40. Львиную долю наливных грузов (около 62%) занимает сырая нефть, на долю нефтепродуктов приходится порядка 38% (от 36% до 40% в зависимости от года).
Что касается структуры сухих грузов, то из года в год больше всего переваливается угля, грузов в контейнерах и черных металлов. В среднем на эти три груза приходится от 60,6%-66,2% перевозимых по морю сухих грузов.
За 10 месяцев 2013 года экспортных грузов перегружено 381,7 млн. тонн, что на 2,5% больше аналогичного периода прошлого года, импортных грузов – 38,5 млн. тонн (+3,0%), транзитных – 38,8 млн. тонн (+9,1%), каботажных – 29,7 млн. тонн (+14,5%). Ежегодно экспортное направление перевалки является доминирующим в морских перевозках.
АКГ «ЮИКЦ» г. Краснодар, ул. Дзержинского, 8/1