АКГ «ЮИКЦ» проанализировала рынок российского кирпича и сделал выводы, что высокие темпы роста строительства жилой недвижимости, подталкивают игроков рынка наращивать объемы производства керамического кирпича.
Объемы выпуска кирпича в России долгое время отличались стабильностью. Оживление в отечественной кирпичной промышленности началось в 2005 году, когда результат превысил объем предыдущего года на 16,6%. После чего «маятник» загрузки производственных мощностей кирпичных заводов раскачался, и темпы прироста стали заметно чередоваться с интервалом в один год от высоких (13-16%) до умеренных (2-3%).
В период кризиса производство строительного кирпича оказалось в числе самых тяжело пострадавших сегментов строительной отрасли, чье падение приблизилось к 40%. При этом восстановление идет медленно – в 2012 году кирпича было выпущено 10 611,6 млн. условных кирпичей, что на 10,7% больше, чем в 2011 году, но все же ниже докризисных показателей. Максимум выпуска был достигнут в 2008 году, когда российские кирпичные заводы произвели 13 385,5 млн. усл. кирпичей.
В 2012 году общий объём ввода жилых домов составил 65,2 млн. м2, из которых 28,2 млн. м2 составил ввод жилых домов населением.
По итогам 6 месяцев 2013 года выпущено 5 253,2 млн. усл. кирпичей, что на 7% больше чем в первом полугодии 2012 года.
Основными видами кирпича, выпускаемого в России, являются керамический и силикатный. На долю других видов кирпича – облицовочного, огнеупорного, кислотоупорного – приходится значительно меньший объем, причем с течением времени этот сегмент склонен сокращаться еще сильнее. А вот сегмент керамического кирпича демонстрирует расширение: если в 2005 году на долю керамического кирпича приходилось 44%, то в 2010-2012 гг. – уже 59-64% соответственно.
Согласно планам правительства к 2015 году планируется увеличить долю малоэтажного строительства до 60%, что в абсолютном выражении составляет 54 млн. м2 в год – это безусловно является положительным драйвером для увеличения инвестиционной привлекательности, наращивания мощностей и в среднесрочной перспективе выхода отрасли на докризисные показатели.
Из приведенных фактов следует вывод, что в среднесрочной перспективе прогнозируется восстановление рынка строительных материалов, и в частности сегмента кирпичных керамических продуктов.