Какое КАСКО и по какой стоимости чаще всего выбирают автовладельцы? Почему?
Антон Горбачев, руководитель группы автострахования Северо-Западного дивизиона Ренессанс страхование: Примерно 80% договоров, которые заключают наши клиенты, это классическое страхование от всех рисков (угон и ущерб), без франшизы. Стоимость зависит от стажа и возраста допущенных к управлению водителей, марки и модели автомобиля. Варианты страхования «только от риска ущерба», или «только от угона и полного уничтожение» встречаются редко – все риски очень хорошо осознаются клиентом и при принятии решения о страховании на составе рисков как правило не экономят. Популярная бюджетосберегающая опция – франшиза, ее используют примерно 20% клиентов. Эти клиенты предпочитают снизить стоимость страхования, при этом самостоятельного участвовать в оплате ремонта в пределах 5-10 тысяч рублей (наиболее популярный размер франшизы). Кроме того, такое клиенты часто не хотят тратить время на оформление и ремонт мелких повреждений.
Отари Стариков, руководитель департамента автострахования филиала ООО Росгосстрах в СПб и ЛО: Автовладельцы выбирают то каско, которое удовлетворяет их ожидания при заключении договора. Стоимость полиса зависит от цены автомобиля, стажа водителя, особенностей эксплуатации и ряда других параметров, в том числе сервиса при урегулировании. В комплекс ожиданий страхователя входит, конечно, и доверие к бренду страховой компании.
Сергей Анискин, заместитель директора филиала САО «Гефест» в Санкт-Петербурге: Основным стимулом приобретения полиса страхования является требование банка-кредитора, так как львиная доля автомобилей приобретается в кредит. Банк требует, чтобы автомобиль был застрахован по полному пакету рисков, на сумму не ниже обязательства по кредиту, и без франшиз. Что касается автовладельцев, у которых нет обязательств перед банком, то они если и страхуют добровольно свое имущество, то выбирают полный пакет рисков, и редко применяют франшизу.
Алексей Букин, заместитель Генерального директора по развитию бизнеса - руководитель СЗРД ЗАО "Страховая Группа «УралСиб»: В основном автовладельцев интересует максимальная страховая защита от всех основных рисков – угон и хищение. Наибольшей популярностью пользуется классический полис, включающий выплаты без справок по стеклам и зеркалам, а также одному кузовному элементу. Это упрощает «жизнь» клиентам и делает классический продукт наиболее привлекательным. Однако, для желающих сэкономить наша компания предлагает полис «Каско Лайт», который включает все условия стандартного полиса каско с одной поправкой - по этой программе необходимо предоставление документов из компетентных органов при наступлении любого страхового случая. За счет этого полис обойдется на 15% дешевле классического полиса каско. По программе «Каско Супер Лайт» и вовсе экономия составит до 35%. Но такой полис не покрывает страхованием лобовое стекло и облицовки переднего и заднего бампера, включая расположенные на них элементы.
2. Важно ли сравнивать цены в разных страховых компаниях или диапазон примерно одинаковый? Насколько разница в стоимости полиса может быть большой по сравнению с конкурентами?
Антон Горбачев, руководитель группы автострахования Северо-Западного дивизиона Ренессанс страхование: Разброс очень велик. Например, для KIA Ceed с оценочной стоимостью 500 000 руб при страховании угон + ущерб, без франшизы, с большим стажем водителя, разброс цен сейчас может составить от 30 до 50 тысяч рублей. Но такая большая разница возникает только при сравнении всех предложений, без учета качества сервиса и надежности компании. У компаний примерно одинакового (высокого) уровня надежности и сервиса, разброс цен не так велик, обычно он не превышает 7-10%. Более значительный разброс возможен если у какая-то компания заключила договор на ремонт автопарка на особенно привлекательных условиях по стоимости нормо-часа, либо предъявляет более жесткие требования по противоугонным устройствам.
Застраховавшись в демпингующей компании есть риск получить соответствующее качество и сроки ремонта, риск невыплаты из-за банкротства компании и т. д.
Еще примеры (для новых авто): BMW X1 – у демпингующих компаний порядка 60 тысяч рублей, у лидеров рынка – в среднем порядка 100 тыс. Nissan Juke – от 35 до 70 тыс.
Отари Стариков, руководитель департамента автострахования филиала ООО Росгосстрах в СПб и ЛО: Да, безусловно, важно сравнивать предложения разных страховых компаний. И цена в этом сравнении не самый главный показатель. Каско – весьма сложный страховой продукт, имеющий множество «настроек», влияющих на цену. Можно выбрать «голое» каско подешевле и при возникновении ущерба самостоятельно покупать запчасти и искать себе авторемонт. А можно купить полноценное каско и получить свою восстановленную машину прямо в автосервисе, даже не заезжая к страховщику. В таких случаях стоимость каско может существенно различаться. Если сравнивать примерно равноценные программы каско у серьезных страховщиков, то разница в цене сопоставимых продуктов будет порядка 10-15%.
Сергей Анискин, заместитель директора филиала САО «Гефест» в Санкт-Петербурге: Безусловно, в отличии от ОСАГО, где стоимость у всех страховых компаний одинаковая в каско могут быть различными не только цены, но и условия страхования, где-то включены дополнительные опции, возможна выплата возмещения без справок. Также у всех страховых компаний своя статистика и убыточность по определенным маркам автомобилей, которая также значительно влияет на тариф.
Алексей Букин, заместитель Генерального директора по развитию бизнеса - руководитель СЗРД ЗАО "Страховая Группа «УралСиб»: У крупных игроков страхового рынка по классическому каско примерно одна ценовая категория (при прочих равных условиях). Однако разница в стоимости, действительно имеет место быть. Страховые компании разрабатывают свои тарифы на основании статистики по угоняемости, выделяют наиболее прибыльные и убыточные модели автомобилей, а также классифицируют водителей. Здесь и возникают повышающие или понижающие коэффициенты.
Анализирую цену полиса, нужно учитывать, что если страхователь покупает страховой полис каско, чтобы защитить себя от возможных незапланированных расходов и он рассчитывает получить возмещение в прописанные в договоре сроки, то ориентироваться надо - в первую очередь не на цену, а на надежность страховой компании.
3. Что происходит с рынком КАСКО сегодня? Сокращается ли спрос в связи с упадком авторынка?
Антон Горбачев, руководитель группы автострахования Северо-Западного дивизиона Ренессанс страхование: Да, для рынка в целом характерна стагнация либо рост в пределах инфляции, причин для изменения этой ситуации я пока не вижу. Роста продаж новых автомобилей нет, а именно этот сегмент наиболее активно приобретает каско. Рост сборов по каско по Северо-Западу в нашей компании составил 8%. Частично это результат реализации нескольких крупных проектов, частично – перехода клиентов из других страховых компаний.
Отари Стариков, руководитель департамента автострахования филиала ООО Росгосстрах в СПб и ЛО: Падение продаж новых автомобилей, конечно, негативно влияет на динамику сегмента каско. Снижение спроса некоторые пытаются затормозить понижением тарифов на страхование. Но это иллюзорная мера, ведь статистика страховых случаев не показывает снижения происшествий, а значит, и объем страховых выплат не будет снижаться.
Сергей Анискин, заместитель директора филиала САО «Гефест» в Санкт-Петербурге: На рынке каско наблюдается снижение темпов роста, сказываются замедление роста ВВП, сокращение объемов банковского кредитование, снижение объема продаж новых автомобилей.
Алексей Букин, заместитель Генерального директора по развитию бизнеса - руководитель СЗРД ЗАО «Страховая Группа «УралСиб»: Ситуация на страховом рынке является отражением тенденций в российской экономике в целом. Так, замедление темпов роста экономического развития, которое началось еще в конце 2012 года, сегодня оказывает существенное влияние на отрасль. Автокаско является индикатором состояния всего рынка, и хотя пока по этому виду страхования сохраняется положительная динамика, прирост премий ощутимо замедлился.
4. Кто выбирает наиболее полную страховку? Портрет потребителя. И какие машины чаще всего страхуют?
Антон Горбачев, руководитель группы автострахования Северо-Западного дивизиона Ренессанс страхование: Как правило, максимальную защиту предпочитают оформить автовладельцы, особенно хорошо осознающие риск крупных убытков, уже после опыта ДТП, с небольшим стажем - неуверенно чувствующие себя на дороге, владельцы новых иномарок, не стесненные в средствах. Более половины портфеля – это новые авто, это самый активный сегмент клиентов.
Отари Стариков, руководитель департамента автострахования филиала ООО Росгосстрах в СПб и ЛО: Чем дороже автомобиль, тем «круче» у него защита. Владельцы машин премиум-класса приобретают полные страховые полисы, включающие максимальный пакет сервисных услуг. Что касается автопарка в целом – то у нас есть машины из всех ценовых сегментов в возрасте до 12 лет.
Сергей Анискин, заместитель директора филиала САО «Гефест» в Санкт-Петербурге: Как я уже сказал, сегодня полис каско приобретают владельцы автомобилей, купленных в кредит, так как полис страхования является требованием банка, либо владельцы новых автомобилей, до 3-х лет. Кроме того, полис часто приобретают автовладельцы с небольшим стажем вождения, понимая, что они могут нанести вред своему имущетсву из-за отсутствия опыта вождения.
Алексей Букин, заместитель Генерального директора по развитию бизнеса - руководитель СЗРД ЗАО "Страховая Группа «УралСиб»: «Круговую страховку», подразумевающую под собой добровольное автострахование от всех видов рисков (полное каско), в основном приобретают постоянные клиенты, владельцы собственных авто стоимостью более 800 тыс. руб.
5. Как избежать конфликтных ситуаций с выплатами по КАСКО? Насколько это частое явление?
Антон Горбачев, руководитель группы автострахования Северо-Западного дивизиона Ренессанс страхование: По каско конфликтных ситуаций немного. Основной объем жалоб по автострахованию приходится на ОСАГО, они связаны, в основном, с отсутствием единой методики расчета размера ущерба. По каско таких споров не возникает, так как большинство договоров заключается не на условии выплаты по калькуляции, а на условии организации ремонта (а в нашей компании, например, вообще отсутствуют другие варианты выплаты по каско по риску «ущерб»). Оптимальный вариант предотвратить конфликтные ситуации – тщательное обучение страховых агентов, с разъяснением, что они в первую очередь сами заинтересованы в представлении клиенту полных и прозрачных условий договора. Только так они могут получить лояльного и им, и компании клиента.
Отари Стариков, руководитель департамента автострахования филиала ООО Росгосстрах в СПб и ЛО: Основные причины спорных ситуаций в автостраховании – это оценка величины ущерба, и отнесение события к страховому. Для снижения частоты споров по оценке ущерба стоит включать в договор максимально полное покрытие – без учета износа с ремонтом на СТОА, в этом случае споров по оценке ущерба удается избегать. Что касается второй причины – здесь, по-моему, достаточно привыкнуть читать текст договора каско при подписании. Там есть описание и страховых событий, и исключений. Как показывает практика, для многих клиентов содержание подписанного ими договора является открытием при обращении в страховую компанию.
Сергей Анискин, заместитель директора филиала САО «Гефест» в Санкт-Петербурге: Чтобы не было конфликтных ситуаций с выплатами, нужно внимательно читать правила страхования. При заключении договора правила страхования очень часто игнорируются, несмотря на то, что именно они являются основным документом. В правилах подробно прописано, как вести себя при страховом случае, что необходимо предпринять, куда сообщить о произошедшем и какие документы предоставить для урегулирования. Несоблюдение этих требований ведет к задержке или отказу выплатить страховое возмещение по формальным признакам. Нельзя не отметить, что в последние годы и некоторые страхователи пытаются мошенническими способами получить деньги со страховых компаний.
Интервью подготовлено порталом www.ttfinance.ru совместно с порталом 110км.