16 июня на сайте ИК «ФИНАМ» (www.finam.ru) состоялась конференция
«Ритейл: куда расти розничным сетям?», участие в которой приняли аналитики потребительского рынка российских инвестиционных компаний и представили торговых сетей. По их мнению, в ближайшее время продолжится экспансия федеральных ритейлеров в регионы, где шансы сохранить самостоятельность имеют только игроки с оборотом 100-150 миллионов долларов в год. По мнению аналитика инвестиционной компании «ФИНАМ» Ольги Самарец, по критерию соотношения оборота розничной торговли к численности населения наиболее привлекательными регионами для развития федеральных сетей сейчас являются Поволжье и Сибирь, особенно Западная. На усиление своих позиций именно в этих регионах в ближайшее время будут ориентированы российские ритейлеры. «Учитывая финансовые возможности и опыт развития и управления, которые у крупных игроков рынка значительно выше, поглощения скорее всего неизбежны. Региональная экспансия федеральных сетей неизбежна, и к этому местные игроки должны быть готовы. Полагаю, что в отдельных крупных городах и прилегающих областях местные сети могут оказать достойную конкуренцию. Например, в сибирском регионе существуют достаточно сильные игроки, которые могут успешно противостоять при нормальном уровне конкуренции. Ввиду удаленности региона, федеральным игрокам будет труднее выстраивать логистику», - отметил начальник отдела рынка ценных бумаг холдинга «Марта» Владимир Заячковский. Впрочем, он уточняет, что возможностями для выживания будут обладать только сети с годовым оборотом в 100-150 млн. долларов. «Все будет зависеть от того, насколько агрессивную политику экспансии изберут федеральные игроки. Основным фактором для выживания является фактор роста самих региональных сетей. Зачастую можно наблюдать следующую картину в регионах: локальный ритейлер, заняв определенную долю рынка, перестает развиваться. Именно поэтому такие компании представляют интерес для поглощения со стороны крупных сетей», - сказал г-н Заячковский.
Наиболее эффективным форматом для выхода в регионы, по мнению аналитика ИК «Файненшл Бридж» Ольги Шкред, является гипермаркет. «И рынок подмять можно, и маржа у него больше, чем у дискаунтера, и издержки меньше, чем у супермаркета (если выход в близкие регионы сразу). Только особую важность играет правильный выбор места», - считает эксперт. Г-жа Самарец также считает эффективными форматы дискаунтера и гипермаркета, указывая на меньшую перспективность супермаркетов.
При этом самим федеральным ритейлерам пока можно не опасаться давления со стороны глобальных игроков. «Сдерживающий фактор их прихода - наша страна. У нас совсем другие принципы работы розничных сетей. У нас громадная территория, совсем по-другому работает логистика, и у нас ужасные дороги, которые не позволяют быстро доставлять продукты. Мы не Европа, где все рядом и прекрасные дороги, благодаря которым доставка товаров происходит значительно быстрее», - предполагает аналитик «ЦентрИнвестГруп» Михаил Ганелин. С ним соглашается г-н Заячковский: «Основная причина, по которой зарубежные торговые компании менее активны на российском рынке, заключается в подходе к оценке рынка, принятию решений и готовности к инвестициям. Если провести параллели между рынками Америки и Европы и России, то политика мировых ритейлеров на Западе больше похожа на игру в "преферанс". В России же, где высока динамика развития рынка, но и высоки риски, стратегия экспансии сопоставима с тактикой игры в "Блэк Джэк"».