Сейчас сотни клиентов туроператора «Асент-трэвел», на этой неделе объявившего о приостановлении своей деятельности, не могут отправиться на отдых за рубеж. И такие ситуации в последние годы уже перестали быть редкостью. Но что делают турфирмы, чтобы избежать несостоятельности?
Российские туристы все чаще страдают из-за разорения турфирм. Достаточно вспомнить хотя бы случай с компанией «Капитал-тур», в 2010 году «кинувшей» 9 тыс. туристов, или с туроператором «Трансбизнеслайн», разорившимся из-за того, что к началу 2009 года задолжал авиакомпании «Россия» 194,7 млн. рублей.
О разорении турфирм туристы по-прежнему узнают либо в отеле, который отказывает им в предоставлении номеров, либо в аэропорту, где их не пускают на рейс. И хуже всего приходится в таких случаях тем, кто поехал за границу с детьми, а ведь доля туристов в возрасте от 1 года до 15 лет составляет около 35%.
Эксперты специализированной компании «Путешествие с ребенком» главной причиной банкротства туроператоров называют перенасыщенность рынка туристических услуг. Если еще несколько лет назад все они стремились занять свою «нишу», то теперь каждый туроператор пытается охватить все направления. Это еще больше обостряет конкуренцию и в итоге ведет к закрытию компаний, которые «не удержались на плаву».
Второй причиной разорения турфирм является то, что они злоупотребляют кредитами на развитие бизнеса. Так что гораздо надежнее компании, ведущих свою деятельность за счет собственной прибыли, а не заемных средств.
Также компании, которые дорожат своей репутацией, обеспечивают своим клиентам защиту от финансовых рисков за счет страхования ответственности, необходимость которого прописана в последних поправках в закон об основах туристской деятельности.
Римма Янушкевич, исполнительный директор специализированного туроператора «Путешествие с ребенком», советует путешественникам перед оформлением тура в конкретном агентстве ознакомиться с документами, подтверждающими, кем и на какой срок застрахована деятельность туроператора. Также, по ее словам, гарантией надежности агентства является его правильная экономическая политика. Так, компетентные туристические фирмы имеют разумную систему акций и скидок, благодаря которой не допускают кассовых разрывов. К сожалению, большинство разорившихся туроператоров и турагентств страдают именно из-за продажи слишком дешевых путевок.
В ряде случаев оправданной мерой против финансовых проблем является работа напрямую с зарубежными партнерами. В этом случае риски снижаются за счет того, что сокращается количество этапов прохождения платежей. Однако такие действия уже попадают под определение операторской деятельности и должны быть обеспечены соответствующими мероприятиями согласно действующему законодательству.
«Наша компания финансово устойчива именно потому, что мы придерживаемся всех этих правил. Впрочем, нашей устойчивости способствуют также практика глубоких продаж, продуманная ассортиментная политика и тщательный подбор персонала, – говорит Римма Янушкевич. – Для нас особенно важно гарантировать своей аудитории качественные услуги и защиту от финансовых рисков, потому что мы занимаемся детским и семейным туризмом, а на таких клиентах любые неполадки в деятельности компании сказываются сильнее всего. И, судя по тому, что "возвращаемость" наших клиентов достигает 80%, мы со своей задачей справляемся».
Специализированный туроператор «Путешествие с ребенком» – единственный в России многопрофильный специализированный туроператор, который организует отдых для семей с детьми в России и за рубежом. Компания работает на рынке с 2003 года и предлагает 2 уникальных продукта: программы развивающего семейного отдыха с детьми «Элефантик» и авторские экскурсионные туры «Путешествие с ребенком».