Что нужно сделать, для того чтобы Петербург имел статус города, в котором деловой климат максимально благоприятен для малого бизнеса? Это обсуждалось на круглом столе, совместно организованном порталом «ТТ Финансы. Финансовые услуги Санкт-Петербурга» и газетой «МК в Питере».
Трудности предпринимательства
Эксперт Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Александр Ольховский начал свое выступление такими словами: «Я бы не назвал ситуацию с малым бизнесом в Петербурге катастрофической, но и не назвал бы ее вполне удовлетворительной». По сообщению Ольховского, на недавно прошедшей конференции малых предпринимателей участники отметили ряд существенных проблем, создаваемых действующими нормами городского и федерального законодательства. Например, 442-е Постановление Совмина РФ поставило на грань выживания очень многие МП, так как суммы, взимаемые с них за подключение к электросетям, после вступления этого постановления в силу вышли за любые разумные рамки. Один из примеров, приведенных участниками конференции, был таким: за подключение к сети газетного киоска с его владелицы, ИЧП, потребовали 120 тыс. рублей. При этом формально все требования энергетиков соответствовали 442-у постановлению.
Также А. Ольховский посетовал на то, что абсолютное большинство МП в Петербурге занимаются торговлей и оказанием бытовых услуг, в то время как научно-техническими разработками и производством решают заняться гораздо меньше предпринимателей. Важнейшей причиной этого, по мнению эксперта, является то, что в Петербурге до сих пор не создано механизма, способствующего доведению инженерных разработок до производства. Нет и соответствующих оргструктур – ни властных, ни общественных институтов.
Тезис о трудностях подключения к коммунальным сетям подтвердил глава фермерского хозяйства Тарас Латык. Его предприятие занимается выращиванием и поставками свежей зелени. С момента своего создания (1992 год) данное хозяйство не может добиться подключения центральным сетям водо- и газоснабжения, несмотря на то, что магистральные трубы проходят в нескольких десятках метров от территории хозяйства. Сейчас оно подключено только к электричеству (мощность 9 кВт). Отапливается хозяйство дровами. «Когда я перед началом зимы перезаключил договор на поставку электроэнергии с частного лица на фермерское хозяйство, тарифы тут же поднялись в 2 раза», - сообщил Т. Латык.
Также предприниматель посетовал на абсолютное отсутствие какой-либо поддержки его, как отечественного производителя, от властей города. При этом торговые сети, доминирующие на розничном рынке Петербурга, требуют от предприятия огромных бонусов и за вхождение в них, и за продвижение товара. По словам Т. Латыка, импортеры такой же зелени (которая за время доставки полностью теряет свою свежесть) чувствуют себя на рынке гораздо комфортнее, чем их российские конкуренты. Рынок захвачен иностранцами.
Помощь «рублем» и профессиональным советом
В последние несколько лет участники подобных пресс-конференций уже не раз констатировали, что наиболее позитивно настроенными партнерами для малых предприятий являются банки, занимающиеся их кредитованием.
Лейла Головкина, начальник службы малого бизнеса СПб филиала «Россельхозбанка» сообщила о том, что этот банк с готовностью кредитует не только сельхозпроизводителей, но и любые малые предприятия независимо от их специализации. «Есть множество госпрограмм финансовой поддержки: гранты на стартапы и на развитие уже действующего бизнеса, различные формы субсидирования (возврат процентной ставки, поручительства Фонда поддержки МБ). Мы сталкиваемся с тем, что многие предприниматели не знают об этом», - отметила Л. Головкина. По своему опыту работы она дала небольшим предприятиям такую рекомендацию: стараться брать на развитие бизнеса именно бизнес-кредиты, так как ставки по ним заметно ниже, чем, например, по потребительским. Многие малые предприятия вынуждены брать более дорогие «скорринговые» кредиты просто потому, что сохраняют у себя только те документы, которые обязательны для подачи в налоговую инспеция. Между тем, для того чтобы банк мог верно оценить платежеспособность заемщика и выдать тому доступный кредит, заемщику желательно сохранять свои договоры, внутренние расчеты и бизнес-планы, напомнила Лейла Головкина.
Современные банки готовы поддержать своих партнеров – бизнесменов и предпринимателей - не только рублем, но и профессиональным советом. Так, для улучшения обслуживания данной категории клиентов Сбербанк активно расширяет сеть подразделений, специализирующихся на работе с малым и средним бизнесом — Центров развития бизнеса.
- В Центрах за предпринимателями закрепляются персональные менеджеры, которые помогают клиентам получить любые интересующие их услуги. Практически в каждом офисе оборудованы современные конференц-залы, переговорные, созданы все условия для организации и проведения деловых встреч, семинаров и конференций, - рассказал директор Управления продаж малому бизнесу Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Антон Сермягин. - Таким образом, центры развития бизнеса становятся не только универсальными офисами для получения полного комплекса банковских услуг, но и открытой площадкой для общения.
Помимо банковского сервиса, Сбербанк предлагает предпринимателям программу нефинансовой поддержки в виде бесплатных семинаров, акций и тренингов.
- Банк помогает клиентам развивать предпринимательские способности, даёт возможность получить на месте квалифицированную консультацию специалистов по разным направлениям деятельности, например, об изменениях законодательства, - продолжает Антон Сермягин. - За месяц в каждом Центре проходит, в среднем, около десятка таких мероприятий.
Занятия уже пользуются большой популярностью у предпринимателей. Совместно с сотрудниками ЦРБ (Центров развития бизнеса) их готовят и проводят высококвалифицированные юристы, эксперты, консультанты, бизнес-тренеры.
Постоянный форум для бизнесменов
Поиск надежных партнеров, недостаток финансирования, бюрократические барьеры, дефицит актуальной деловой информации — эти проблемы знакомы практически любому владельцу бизнеса. И они же удерживают многих потенциальных бизнесменов от открытия своего дела. Чтобы помочь первым и поддержать вторых, Сбербанк запустил уникальный интерактивный портал «Деловая среда». Предприниматели могут общаться между собой, находить новые контакты и задавать вопросы.
Площадка имеет несколько основных разделов, в которых бизнесмены узнают полезные новости, обмениваются опытом, проходят учебные программы, приобретают онлайн-сервисы (например, программы бухучета, ведения клиентских баз, управления проектами), и, наконец, покупают товары и услуги или продают свои продукты с помощью электронной торговой площадки.
В первую очередь, «Деловая среда» ориентирована на представителей малого бизнеса, однако некоторые ее возможности будут интересны и собственникам крупных компаний. Даже краткое описание разделов показывает, что потенциал сетевой бизнес-площадки огромен.
По мере своего развития, опираясь на поддержку участников и постоянно накапливая данные, «Деловая среда» сможет прогнозировать изменения клиентского спроса и выявлять перспективные сферы бизнеса для различных регионов. За счет такой информации, подкрепленной аналитическими исследованиями, предприниматели смогут вовремя корректировать свои деловые планы с тем, чтобы суметь удовлетворить возникающий спрос на те или иные товары и извлечь максимальную прибыль.
На что дадут кредит?
В кредитной линейке Сбербанка выделены два основных направления - в зависимости от потребностей клиента.
Первое - экспресс-кредит для микро-бизнеса (с выручкой до 60 млн. руб. и потребностью в кредитных средствах до 5 млн. руб.). Для таких клиентов наиболее важна скорость принятия решения. В Сбербанке время рассмотрения таких заявок 2-3 дня.
Второе направление - это линейка продуктов для малого бизнеса (с выручкой до 400 млн. руб.).
«Мы можем предложить различные кредиты в зависимости от цели кредитования: пополнение оборотных средств до 3 лет, вложение во внеоборотные активы до 10 лет», - поясняет Антон Сермягин.
Клиентами малого бизнеса могут являться фирмы различных организационно-правовых форм (ОАО, ЗАО, ООО и др.), а также индивидуальные предприниматели. Для последних характерно ведение упрощенных форм бухгалтерской отчетности. Существуют объединения предприятий, имеющие общие хозяйственно-финансовые потоки, как правило, объединенные общим руководством и имеющие общих учредителей, - комментирует Антон Сермягин. - При анализе финансово-хозяйственной деятельности банком принимается управленческая отчетность предприятия или группы, характеризующая реальное финансовое положение клиента. Эта информация может быть полезна и для клиента, в том числе.
В ходе рассмотрения заявки взвешиваются все основные аспекты деятельности компании, в т.ч. конкурентоспособность, опыт руководства, план развития компании, финансовые риски и др. Наличие ликвидного залога является дополнительным фактором снижения риска невозврата кредита.
В качестве обеспечения по кредиту Сбербанком принимаются как различные виды имущественных активов, так и поручительства фондов содействия кредитования малого бизнеса, с которыми Сбербанк активно сотрудничает. К примеру, в 2012 году в Санкт-Петербурге под поручительство городского «Фонда Содействия кредитованию малого и среднего бизнеса» Северо-Западный банк ОАО "Сбербанк России" предоставил субъектам малого предпринимательства кредитов почти на 2 млрд руб.
Кроме того, в продуктовой линейке Сбербанка большой популярностью пользуется нецелевой беззалоговый кредит «Доверие». За первые 5 мес. 2013 года СЗБ "Сбербанка России" выдал более 2 тыс. таких кредитов.
Также клиенты СБ могут воспользоваться кредитами под залог приобретаемого имущества: «Бизнес-авто» (приобретаемый автомобиль), «Бизнес- актив» (оборудование), «Бизнес-недвижимость» (недвижимость).
Страхование бизнеса: камень на шее или уверенность в завтрашнем дне?
Страхование давно стало неотъемлемой частью ведения бизнеса. Выбор партнера в данном случае играет значительную роль. Сбербанк сотрудничает с 13 страховыми компаниями. Оформление полиса традиционно осуществляется в офисе банка, это занимает порядка 20 минут.