30 апреля 2009 года компания ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) и Администрация города Ростова-на-Дону завершили работу над первым этапом проекта «Разработка стратегии социально-экономического развития Ростова-на-Дону на период до 2025 года».
Главная цель первого этапа – изучение текущего социально-экономического положения Ростова-на-Дону и разработка концепции стратегии развития города на период до 2025 года.
Стратегическая цель Ростова-на-Дону – закрепиться в статусе столицы Юга России с приоритетами развития в сферах транспорта, инноваций и образования, обеспечивающих высокое качество жизни населения.
Магистральными направлениями развития города и области являются:
1. создание и развитие Ростовской агломерации;
2. ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, ориентированной, в том числе, на обслуживание экспортно-импортных потоков;
3. формирование конкурентоспособных кластеров восстановительного роста и технологической модернизации на базе крупных предприятий (прежде всего оборонно-промышленный комплекс, железнодорожный транспорт, атомная энергетика);
4. создание новых производств за счет притока в регион инвестиций.
Для достижения главной цели специалисты компании ФОК предложили следующий комплекс мер:
Конкурентоспособность экономики будет повышаться через смягчение инвестиционного климата, развитие инновационно-производственного комплекса, повышение эффективности потребительского рынка, формирование городской бизнес-среды и т.д.
Планируемый результат: к 2025 году Ростов-на-Дону войдет в 5-ку наиболее динамично развивающихся и инвестиционно-привлекательных мегаполисов страны. Усилит свои позиции малый и средний бизнес.
Развитие инфраструктуры предполагает модернизацию ЖКХ, транспортно-логистического комплекса и внутригородской транспортной системы.
Планируемый результат: к 2025 году Ростов-на-Дону – один из ведущих транспортно-логистических центров России, Восточной Европы, Закавказья и Ближнего Востока. Внутри города – снижение доли ветхого жилья, увеличение удельной обеспеченности жильем из расчета на человека, строительство и реконструкция распределительных и генерирующих мощностей, строительство новых и реконструкция существующих дорог, нормализация плотности автомобильного движения, разгрузка центрального делового района.
Социальная политика города будет ориентирована на развитие инновационной научно-образовательной системы, совершенствование системы медицинских учреждений и услуг, профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни, сохранение единого культурного пространства и культурно-исторического наследия.
Планируемый результат: к 2025 году доходы горожан достигнут европейских стандартов, снизится заболеваемость населения и детская смертность, средняя продолжительность жизни увеличится на 5–7 лет, к 2025 году население города сократится всего на 62.9 тыс.человек, или 6% (против 12%, если сохранится существующая траектория развития города).
Оптимизация территориальной структуры предполагает специализацию городских районов и рациональное размещение хозяйственных объектов, что потребует корректировки Генплана города.
Планируемый результат: регламентация застройки исторической части города, формирование развлекательного, делового центров и селебитной зоны в Центральном и Восточном районах города, создание Северо-Западной и Новой Западной промышленной зоны, перенос аэропорта за черту города и т.д.
Развитие в формате агломерации позволит Ростову-на-Дону сохранить статус города-миллионера (которого он в противном случае лишится уже в 2017 году), укрепиться в качестве столицы Юга России, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, решить проблему нехватки в черте города свободных земель и привлечь дополнительные трудовые ресурсы. В рамках агломерации предполагается следующее разделение труда:
1. Ростов-на-Дону – ядро агломерации с ярко выраженными элементами постиндустриального развития;
2. Таганрог – научно-образовательный, инновационный и промышленный центр.
3. Новочеркасск – культурно-исторический и промышленный центр;
4. Азов – транспортный и туристический центр;
5. Батайск – транспортный центр;
6. Аксай – непосредственный пригород, источник трудовых ресурсов и потенциальная селитебная зона;
По словам Моисея Фурщика, Управляющего партнера компании ФОК, «… столь интенсивное развитие города возможно только на основе агломерации». Вероятность реализации данного сценария, по мнению эксперта, превышает 50%, что обусловлено значительным социально-экономическим потенциалом города, его выгодным экономико-географическим положением и развитым научно-образовательным комплексом. Осталось только грамотно распорядиться этими преимуществами и проложить путь от потенциала к успеху.