Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Борьба с коррупцией: новая политика или показная кампания?» Её участники считают, что проводимой государством антикоррупционной политике недостаёт системного подхода. По мнению экспертов, последовательная и эффективная борьба с коррупцией позволит добиться оздоровления госаппарата уже через 5-6 лет.
Государство активизировалось в борьбе с коррупцией в последнее время, о чем свидетельствуют как «громкие» уголовные дела, так и возросшая законодательная активность в сфере противодействия коррупции. Тем не менее, участники организованной «ФИНАМом» конференции скептически оценивают эффективность проводимых государством мер.
Как таковой кампании по борьбе с коррупцией нет, хотя видимость создается иная, считает руководитель аналитического департамента Центра Политических технологий Татьяна Становая: «Сегодня в публичном пространстве смешались две большие темы. Первая – это перераспределение сфер влияния внутри власти в связи с возвращением Путина, и как следствие – уголовные дела против чиновников. Это и Сердюков, и “Ростелеком”, и Сколково. Путинская элита теснит медведевские кадры. Второе – это активизация блогеров-активистов, которые проводят серии разоблачений, и надо признать, успешно. Во втором случае Кремль вынужден, с одной стороны, защищаться от нападок, но, с другой стороны, следить за собственной репутацией». По словам г-жи Становой, пока создается впечатление, что Кремль пытается лишь оградить бюрократию от давления извне, а также повысить ее «патриотичность».
Государство имитирует борьбу с коррупцией, убеждена заместитель генерального директора Центра политической информации Анна Лунева: «И дело здесь не в посадках как таковых, а в необходимости довести до логичного финала хотя бы одно громкое уголовное дело. А если в целом, то нет системы борьбы с коррупцией, есть отдельные поправки в законодательство. Однако без неотвратимости наказания за совершенное преступление никакие реформы, поправки и законы не снизят уровень коррупции».
Заместитель директора “Трансперенси Интернешнл – Россия” Иван Ниненко отмечает, что государство борется с конкретными коррупционерами, а не с коррупцией, которой необходимо противодействовать системно. «Для этого надо не только наказывать виновных (а у нас редко наказывают главных виновников), но и создавать систему, когда такое не может повториться. Для этого надо повышать прозрачность и контроль. С каждой схемой надо разобраться, почему это не заметили. Либо кто-то “проглядел” – тогда его тоже наказать. Либо были дыры в законах – тогда их исправить. Иначе на место одного коррупционера придёт другой», - уверен эксперт.
Результатом антикоррупционной борьбы должно стать оздоровление системы управления страной, полагает директор Центра либерально-консервативной политики им. Столыпина и Струве Александр Казаков: «Слом коррупционных схем, посадки – дело второе. Если бы было наоборот, то был бы велик соблазн посадить пару-тройку министров, и на этом закончить борьбу с коррупцией. Так что пора уже менять приоритеты. Нам шашечки, или ехать? Мне – ехать, то есть бороться с системной коррупцией».
Шаг за шагом, ломая сопротивление системы через неё же саму и общество, лет за 5-6 можно добиться частичного излечения системы от коррупции, прогнозирует политолог Павел Данилин: «Но надо понимать, что нынешнее падение рейтинга Путина – это в том числе и следствие страха системы перед антикоррупционной кампанией. Очень многим “наверху” не нравится, что делает Путин в этом направлении, в результате чего он банально теряет поддержку многих представителей элиты, в том числе и медиаэлиты. С другой стороны, эти элитарии подкупают оппозиционеров, которые “долбят” Путина за то, что тот, как я понимаю “всех не расстрелял и не посадил”. В общем, система очень красиво и злобно сопротивляется. У Путина на крайний случай всегда будет средство прямой апелляции к нации, но вот что тогда придётся делать с системой и с оппозицией – вот вопрос».