В современных реалиях жизнь и деятельность человека «завязана на финансах». И наличие достаточного семейного капитала зачастую может доставлять забот не меньше, чем отсутствие или недостаток средств. В эпоху экономической нестабильности благоразумно не только иметь определенные накопления, но еще и грамотно ими распоряжаться. Управлять своими деньгами можно по-разному: либо «как получится», либо эффективно. Сбербанк помогает клиентам распоряжаться своими накоплениями с большей выгодой, запустив новую услугу – персональное финансовое планирование.
О том, что такое персональное финансовое планирование и как им можно воспользоваться, рассказала заместитель управляющего Ульяновским отделением Поволжского банка Сбербанка России Ризида Фатыхова.
- Ризида Ирековна, с тем, что важно планировать свои финансы, наверняка, согласятся все, но насколько эта услуга может стать востребованной клиентами банка, многие ли решатся доверить управление своими финансами?
- Планирование своих расходов и контроль за доходами дает владельцу средств уверенность в завтрашнем дне. Сегодня рынок предлагает много разнообразных финансовых инструментов, и с ростом доходов постепенно растет и финансовая грамотность населения, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Порой люди, накопив приличную сумму, не знают, как лучше ею распорядиться – то ли продолжать копить, то ли потратить на крупную покупку, то ли инвестировать... Поэтому во всем мире для достижения финансовых целей клиента банки предлагают свои услуги по персональному финансовому планированию. Это такой процесс управления финансами домохозяйства, представляющий собой анализ текущего финансового состояния семьи, управление денежными потоками, определение финансовых целей и расчет их будущей стоимости, составление баланса семейных активов и обязательств, подбор портфеля банковских, инвестиционных и страховых продуктов.
- Насколько развита подобная услуга на российском рынке?
- В России Сбербанк - первый финансовый институт, который предлагает персональное финансовое планирование. Если на Западе личное финансовое планирование достаточно давно стало традицией, то в России оно только набирает обороты. По крайней мере, в рамках банковского сервиса. Сбербанк не просто озаботился формированием личного оптимального инвестиционного портфеля своего клиента, но и собирается предоставлять эту услугу на достойном уровне. При этом банк выступает не столько в роли продавца финансовых услуг, сколько в качестве персонального финансового консультанта. То есть вы можете прийти в банк за простой консультацией, а уйти с готовым финансовым портфелем, который позволит Вам успешно реализовать свои планы. Мы хотим, чтобы Сбербанк стал для семьи финансовым партнером на долгие годы. Есть же семейный доктор, семейный юрист, а мы предлагаем своего рода «семейный банк».
- Тем не менее, это не массовая услуга...
- Все правильно. Рассчитывать на такие консультации отныне могут ульяновцы и жители области с определенным финансовым достатком.
- А какой достаток нужно иметь, чтобы воспользоваться таким уникальным предложением Сбербанка?
- Услугой могут воспользоваться клиенты, обслуживающиеся в зонах «Сбербанк Премьер» (имеющие остатки на счетах от 400 тыс. руб.) и «Сбербанк Первый» (объем размещенных личных средств клиента – от 4 млн. рублей).
Что касается нашего города, то с ноября 2012 года новую услугу по персональному финансовому планированию стали оказывать сразу 14 офисов, адреса их можно уточнить по тел. 8-800-555-55-50 или в любом отделении Сбербанка. Особенность обслуживания клиентов в этих зонах заключается в предоставлении банком личного финансового консультанта – клиентского менеджера, который представляет интересы клиента, помогает в построении и достижении финансовых планов клиента.
- Каким образом составляется персональный финансовый план?
- Финансовое планирование делится на несколько этапов. На первом выясняются ваши жизненные приоритеты: на что именно вы собираетесь потратить средства (купить недвижимость или автомобиль, накопить на образование детей, дорогостоящее лечение, зарубежное путешествие и так далее). На втором этапе банк вносит предложения по формированию личного портфеля продуктов, то есть определяет, в какие продукты, с какой доходностью и на какие сроки необходимо вложить свои средства, чтобы в конечном итоге выйти на необходимую сумму.
Дело в том, что для достижения поставленной цели у клиента есть два источника: стартовый капитал и регулярные вложения. Задача клиентского менеджера - оптимально распределить средства в соответствующих портфелях и предложить стратегию регулярных инвестиций. Финансовый план клиент получает в виде наглядного, доступного документа, позволяющего с легкостью представить, как выглядит его финансовый портфель.