ООО “Фирма ИнформСистем” разработала инновационную MES-Систему «MES-T2 2020» v.6.500.04 для реализации Технологии экономии топлива и для увеличения энергоэффективности тепловых электростанций при автоматизации расчётов фактических и нормативных ТЭП в реальном времени, и которая может обеспечить предупреждение всех аварийных ситуаций на ТЭЦ, ГРЭС и АЭС.
Данное заявление о лёгкости влияния программного обеспечения компьютеров на оптимизацию технико-экономических параметров (ТЭП) электростанций у энергетиков-практиков всегда вызывает язвительный сарказм. Они сразу вспоминают о неудачных реализациях на своей электростанции какого-либо софта. Естественно, у разработчиков подобных систем возникает встречная реакция, что, мол, наша то программа намного круче.
Но вопрос должен звучать совсем по-другому. Соответствует ли имеющаяся автоматизация расчётов ТЭП на электростанциях современным реалиям? Если она уже не соответствует, то она просто является элементарным тормозом развития не только данной Генерирующей компании, но и отрасли в целом, а значит и экономики всей России. В данном случае совсем не важен поставщик программного обеспечения, а важны правильные технологические требования к программной системе, направленные на экономию ресурсов в реальном времени и на увеличение энергоэффективности электростанций. Но в настоящее время эта самая автоматизация расчётов ТЭП на всех ТЭЦ и ГРЭС в России является не просто тормозом, а громадным ржавым якорем пофигизма, который прочно зацепился в момент реорганизации электроэнергетики за чиновничьи гнилушки.
А сейчас о вредных выбросах в атмосферу тепловыми электростанциями. Никто не будет возражать, что вредные выбросы прямо пропорциональны сгоревшему топливу. Ну, есть системы учёта выбросов на каждом котле. И как это может влиять на общее количество сжигаемого топлива? Да, никак. Но если говориться, что вредные выбросы легко можно сократить на 30%, то это означает, что на 30% легко можно сократить расход сжигаемого топлива.
Действительно, на каждой тепловой электростанции перерасход топлива (Фактический расход – Нормативный расход) составляет более 10%. Причём, в дневные часы при максимальной нагрузке электростанции он близок к нулю, а в ночные часы при пониженной нагрузке перерасход зашкаливает за 30%.
Этот перерасход топлива с помощью MES-Системы и принудительной мотивации эксплуатационного персонала на экономию топлива легко можно ликвидировать с получением дополнительной средней Прибыли с каждой электростанции в 300 миллионов рублей, а, следовательно, легко можно сократить на 30% вредные выбросы в атмосферу в ночные часы. Но генерирующие компании категорически остаются безучастными к проблемам экологии окружающей среды.
Ну, не нужна менеджменту генерирующих компаний ежегодная дополнительная прибыль в 3-6 миллиардов рублей от экономии топлива, потому что, мол, им и так кучеряво живётся. Но тогда свой народ травить-то зачем?
А ведь какая благостная картина могла бы быть… Все генерирующие компании на всех 300 тепловых электростанциях задействовали MES-Систему, которая сразу же привела к резкой экономии топлива по всей России на сумму 90 миллиардов рублей. А высвободившиеся миллионы тонн условного топлива вообще перестали сжигать в России, а направили на Запад. Поэтому весь народ вдохнул чистый воздух полной грудью и воодушевился на трудовые подвиги. Себестоимость на отпускаемую электроэнергию и тепло снизилась на 10%, и вся экономика России стала конкурентоспособной.
Осталось выяснить основной вопрос: каким это образом MES-Система может снизить затраты топлива?
Например, у вас в кармане денег немеренное количество. Вы идёте в магазин и покупаете, что надо и не надо для того, чтобы поесть. Хоть и грубо, но именно так работают все электростанции, т.е. бесконтрольно сжигается топлива столько, сколько сжигается по факту для выработки электроэнергии и тепла. Но если у вас в кармане денег очень ограниченное количество, а надо дотянуть до получки, то вы будете считать скрупулезно свои расходы. Таким ограничением для электростанций являются поминутные расчёты в реальном времени Перерасхода топлива.
И вот когда на БЩУ эксплуатационный персонал постоянно видит реальный перерасход топлива, который с каждой минутой только увеличивается, то он, естественно, вынужден будет задействовать все свои мыслительные возможности для экономии топлива. Это и есть принудительная мотивация на успех! А дальше используется метод кнута и пряника.
В данном случае субъективные причины перерасхода топлива легко вскрываются и удаляются. Сложнее обстоят дела с объективными причинами, например, инерционностью энергетических котлов. Но и это решаемо. Для этого используется принцип опережающего снижения и увеличения подачи топлива. В общем, была бы политическая воля, а вопросы можно решить все.
Инновационная MES-Система «MES-T2 2020» обладает такой невероятной лёгкостью адаптивности, что позволяет решать любые расчетные, аналитические и оптимизационные проблемы для снижения расхода топлива и для сокращения вредных выбросов в атмосферу.
Все подробности на «Новом Форуме Энергетиков & IT» e-generation.forum2x2.ru
Технико-экономическое обоснование технологии увеличения энергоэффективности электростанций, позволяющей значительно увеличить прибыль ТГК и ОГК, и демонстрационная версия инновационной MES-Системы размещены на сайте Фирмы ИнформСистем.
Фирма ИнформСистем осуществляет разработку и внедрение MES-Системы "MES-T2 2020" для расчёта ТЭП ПТО и управления производством электростанции.