Тенденции развития
Аккредитационное агентство АККОРК подвело итоги деятельности в 2012 году и оценило развитие системы независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации.
По оценкам экспертов АККОРК, в минувшем году рынок независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации вырос не менее чем на 30%.
Такой значительный рост объясняется прежде всего качественными изменениями, произошедшими в сфере независимой оценки и аккредитации.
Во-первых, со стороны как самих образовательных учреждений, так и потребителей образовательных услуг возрос спрос на независимое удостоверение качества обучения. Иными словами, независимая оценка стала инструментом конкуренции, дающим возможность рейтинговать вузы и колледжи по качеству обучения по тем или иным специальностям.
Во-вторых, независимая оценка качества образования и профессионально-общественная аккредитация позволяют соотносить реальные и потенциальные потребности экономики и конкретных предприятий с возможностями образовательных учреждений, формировать спрос на подготовку отвечающих современным требованиям специалистов.
В-третьих, государство мотивирует образовательные учреждения, экспертные сообщества, объединения работодателей к развитию собственных инструментов независимой оценки, профессионально-общественной аккредитации. Это позволяет удостоверить качество образования, обеспечить подготовку востребованных специалистов, запустить механизм саморегулирования в сфере образования, стимулировать развитие эффективных образовательных учреждений и очистить рынок от игроков, не отвечающих современным требованиям к подготовке специалистов.
В-четвертых, независимая оценка качества образования и профессионально-общественная аккредитация получили признание на законодательном уровне. В принятом в 2012 году законе «Об образовании» эти механизмы регулирования образовательной деятельности отнесены к системе управления образованием. На них возложены функции удостоверения качества предоставляемых образовательных и повышение конкурентоспособности образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
Результаты работы АККОРК
Темпы развития аккредитационного агентства АККОРК практически в два раза превышают среднерыночные. Так, аккредитационное агентство АККОРК в 2012 году провело более 400 аккредитационных и оценочных мероприятий в 50 вузах и 40 колледжах и техникумах. Таким образом, сфера деятельности АККОРК всего за год увеличилась на 60%, и в настоящее время 10% государственных и частных высших учебных заведений России имеют действующую аккредитацию АККОРК, более 300 образовательных программ прошли независимую оценку.
Среди них – Южный, Казанский (Приволжский), Балтийский, Уральский, Северо-Восточный и Сибирский федеральные университеты, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Работа в качестве экспертной организации
Важное направление деятельности – проведение независимой оценки качества образования и аккредитационных мероприятий в качестве уполномоченной экспертной организации профессиональных ассоциаций, крупных работодателей и их объединений. Главная задача АККОРК при этом – проверка соответствия уровня подготовки студентов в учебных заведениях требованиям рынка труда. Это дает возможность учебным заведениям удостоверять качество образования, при необходимости корректировать образовательные программы в соответствии с запросами работодателей, осуществлять в конечном итоге подготовку востребованных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями для эффективной работы. Среди осуществлённых АККОРК в 2012 году проектов следует назвать аккредитацию Общероссийской организацией малого и среднего бизнеса «Опора России» МИСиС, аккредитацию Федерацией рестораторов и отельеров программ дополнительного образования Владимирского государственного университета.
АККОРК сотрудничает с Союзом машиностроителей, общественной организацией «Деловая Россия», Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Ассоциацией менеджеров, Ассоциацией российских банков, региональными министерствами образования, другими государственными, муниципальными органами власти и общественными организациями, заинтересованными в обеспечении качества образования.
Международное признание
АККОРК сотрудничает с рядом ключевых международных аккредитационных агентств. АККОРК является уполномоченным органом и членом ряда международных организаций, в частности Европейского фонда гарантий качества электронного обучения (EFQUEL) в области международной сертификации систем e-learning в России, Фонда аккредитации международных программ по бизнес-администрированию (FIBAA), Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE), Европейской ассоциации по гарантиям качества (ENQA), Международного комитета по качеству образования высшего образования США (CHEA) и др. В 2012 году АККОРК осуществлял аккредитацию по европейским образовательным стандартам Российского университета дружбы народов (РУДН); проводил аккредитацию четырех отечественных вузов в рамках программы Европейского союза – Tempus (МГТУ им. Баумана, Тамбовский государтсвенный технический университет, Уральский федеральный университет и Владимирский государственный университет).
Эксперты АККОРК
Коллектив агентства насчитывает более 400 экспертов в области образования, проводящих экспертизу в области высшего, среднего профессионального и дополнительного образования. Двадцать один эксперт агентства имеют статус сертифицированных экспертов Рособрнадзора. Эксперты АККОРК принимали участие в разработке положений о профессионально-общественной аккредитации нового закона «Об образовании», АККОРК является исполнителем целого ряда мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования.
Перспективы независимой оценки и профессионально-общественной аккредитации
По оценкам аналитиков АККОРК, в 2013 году рынок независимой оценки и аккредитации вырастет не менее чем на 50%. При этом АККОРК, как ведущее аккредитационное агентство России, будет опережать среднерыночные темпы развития в два раза. К концу года не менее 25% всех отечественных вузов будут иметь опыт прохождения независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации.
Важной задачей в 2013 году станет нормативное обеспечение деятельности аккредитационных агентств для поддержания добросовестной конкуренции.