«Не нужны нам готовые фабрики, морозильники и так далее. Верфи предлагают то, что никто не купит на рынке», – заявил председатель совета директоров ЗАО «Рыбопромысловая фирма Вариант» (г. Мурманск) Михаил Минасян, комментируя слова главы Росрыболовства Андрея Крайнего.о том, что большинство рыболовецких судов в России устарели.
«Наш флот строился в 70–80-е годы прошлого века и устарел морально и технически. По сравнению с норвежцами мы находимся по состоянию флота где-то в средневековье, веке в четырнадцатом. Если не начать обновление флота, к 2016 году Россия будет вылавливать на один миллион тонн рыбы меньше», – сообщил Андрей Крайний.
Однако сами рыбаки если и нуждаются в таких судах, то позволить себе их не могут. Михаил Минасян объяснил, в каких судах нуждаются сейчас рыбаки и почему им не по силам обновление флота. «Текущее положение таково, что экономически целесообразно продолжать работать на старых кораблях, - заявил он. Улучшение производительности и качество не наступают с новыми кораблями. Ни одна рыбопромысловая компания не может позволить себе новый корабль по существующим ценам. Стоимости активов недостаточно для получения кредитов».
По его словам, «верфи предлагают проекты по 12 млн евро. Но я не могу подписаться на такой проект, поскольку, купив корабль за 12 млн евро, я подписываю себя на рабство сроком на 30 лет».
Кроме того, отмечает он, судостроительные заводы предлагают рыбакам решения, которые экономически нецелесообразны – к примеру, оборудование кораблей фабриками. То есть они предлагают готовый продукт, который не всем рыбакам подходит, ведь у всех разные потребности. «Сейчас я закупаю старые корабли, убираю всю железную начинку и ставлю то оборудование, которое необходимо для моих нужд. Мне легче модернизировать свой старый корабль в пределах 1 млн евро, и я получу примерно те же самые параметры, причем окуплю проект за два года», - утверждает М.Минасян.
«Экономика рыбного промысла такова, что корабль длиной примерно 45 метров и 12 шириной должен стоить примерно три-пять млн евро. Нам нужно какое-то универсальное судно, которое мы могли бы модифицировать сами под свои нужды», - считает предприниматель.
По его мнению, сейчас в России больше верфей, чем крупных рыбопромышленников. «Заводы остались, а строить там ничего не строят. А когда начинают строить какой-то корабль, то вся экономика завода ложится на один заказ, отсюда и космические цены», - говорит М.Минасян.
Не лучше обстоит дело и с береговой переработкой продукции, отмечает предприниматель. «Люди покупают то, что подешевле. Превалирует рыба из Китая и Вьетнама, которую опасно даже есть. А дешевизна как раз обеспечивается за счет береговой переработки. Технологически обеляют мясо, получают красивое филе. Потом в него делают инъекции – 25–40%, потом добавляют глазури – 7–15% – все это химия и вода. В итоге мы получаем, что рыба насыщена белком всего лишь на 35%. А мы привозим рыбу с насыщением белка 80%, а продавать ее должны по той же цене».
Поэтому рыбопромышленники предпочитают работать напрямую «Мы сами ловим, сами поставляем потребителям. В Москве у нас порядка 12 машин, 3 склада, мы по домам развозим. А по-другому нельзя. Поставщики и ретейлеры нарушают условия хранения – они не могут обеспечить постоянную температуру не выше минус 18 градусов. Поэтому мы пришли к такой схеме. Сами ловим, сами ремонтируем корабли, перерабатываем, доставляем потребителям», - объясняет М.Минасян.
В целом же, по его словам, государство оказывает рыбакам в последнее время мощнейшую поддержку, что позволяет постоянно увеличивать уловы.
«Бюджетом установлено субсидирование процентной ставки по кредиту, существуют большие льготы, - говорит предприниматель. - Но нас сильно душит топливо, стоимость которого повысилась в разы за последние годы. Хотелось бы получать компенсации. Мы же такие же аграрии. Почему сельхозпроизводителям субсидируются расходы на топливо, а нам нет?».
По материалам