Проблему обеспечения около 500 удаленных территорий Ростовской области (РО) потребительскими товарами можно решить за счет внемагазинной торговли. Такое мнение высказала заместитель директора департамента потребительского рынка правительства Ростовской области Наталья Багрянова в рамках круглого стола «Удаленная торговля: роль и место в региональных экономиках», организованного рабочей группой по удаленной торговле Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ на площадке ТПП Ростовской области.
Н.Багрянова отметила, что в Ростовской области насчитывается почти 500 территорий, где вообще отсутствуют предприятия розничной торговли. В этой связи областное правительство считает возможным использовать каналы внемагазинной торговли прогрессивных форм для обеспечения населения этих удаленных городков и сел товарами первой необходимости. Однако при этом потребуется увеличить долю продовольственной группы в этих поставках. Сейчас в структуре торговли по почте, каталогам, через интернет, с помощью прямых продаж, которые вкупе и составляют удаленную, иными словами – «внемагазинную торговлю прогрессивных форм», преобладают непродовольственные товары.
Между тем, считает Н.Багрянова, становлению направления этих видов торговли мешает неразвитость платежной инфраструктуры и каналов доставки, особенно вдали от областного центра. "Эта проблема будет сохраняться в Ростовской области еще долгое время", - предупредила она о препятствиях на пути развития удаленной торговли в регионе.
В свою очередь, член рабочей группы, исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Михаил Яценко считает, что традиционная розница вряд ли когда-то придет в сельскую местность. Причина тому – низкая средняя плотность населения России (8,3 человека на 1 кв. км), а также то обстоятельство, что значительная часть граждан проживает в сельской местности. Возможно, именно труднодоступностью товаров и услуг в традиционном канале ритейла обусловлен высокий темп развития дистанционной торговли и прямых продаж на юге России. По данным НАДТ, в ЮФО аудитория интернет пользователей в 2010-2011гг. росла на 80% ежегодно, примерно этими же темпами и интернет-продажи. При этом рост онлайн-пользователей в Москве и Санкт-Петербурге составляет максимум 25%, на остальных территориях России в среднем - на 40% в год.
Таким образом, именно Ростовский регион может стать одним из тех плацдармов, которые позволят активизировать развитие внемагазинной торговли прогрессивных форм в России, считают представители рабочей группы ТПП РФ. Причина тому, помимо указанных причин, - активное развитие розничной торговли в целом в Ростовской области.
Так, по данным органов статистики, по величине розничного товарооборота регион входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. В Ростовской области формируется 3% оборота розничной торговли в целом по России. Среди регионов ЮФО Ростовская область занимает 2-ое место (уступая Краснодарскому краю) по обороту розничной торговли на душу населения. Как отметила Н.Багрянова, сейчас на 17,7% оборот розничной торговли Ростовского региона формируется за счет розничных торговых сетей, на 11,5% - за счет розничных рынков и ярмарок, остальное приходится на различные виды «автономной торговли», куда попадает и сегмент удаленной торговли. Пока статистика не выделяет его, что усложнят подсчет масштаба этого рынка.
Как отмечают эксперты, сейчас стоит задача актуализировать статистический учет удаленной торговли на федеральном уровне, что упростит подсчет размера этого рынка и анализ его ключевых процессов. В настоящее время из всех каналов удаленной торговли наиболее системно учет ключевых отраслевых показателей ведется в сегменте прямых продаж профильной ассоциацией. Вместе с тем по другим прогрессивным каналам внемагазинной торговли оценка рыночных показателей строится в большей степени на экспертных оценках участников рынка.
Пока же как на федеральном, так и региональных уровнях, возникает много сложностей с осознанием специфики, стандартов работы этого рынка. Как заявил вице-президент ТПП Ростовской области Алексей Кобилев, в России рынок удаленной торговли существует уже около двух десятилетий, «мы знаем, что он есть, но не знаем, как с ним работать, как его поддержать, как защитить потребителя на этом рынке». При этом, А. Кобилев уверен, к этому рынку необходимо отнестись очень серьезно, так как в этом секторе экономики занято большое количество людей.
«Необходимо создавать государственную программу поддержки рынка дистанционной торговли. Если это случится, то к 2020г. Россия имеет предпосылки стать лидирующей страной Европы по дистанционной торговле, и этот сегмент сможет достигнуть 3% от ВВП России», - обрисовал перспективы для онлайн и почтово-каталожной торговли М.Яценко. Этот оптимистичный прогноз, в соответствии с которым доля такой торговли в структуре розницы может достигнуть 30%, существенно опережает ожидания, заложенные в «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года», целевым показателем которой является доля дистанционной торговли в 2020г. – 4-6% от объема оборота розничной торговли.
С М.Яценко согласен и директор ростовского интернет-магазина «Обои 61» Алексей Абрамов. «Вопрос доверия интернет-магазинам потенциальных онлайн-покупателей - зыбкий и сложный. Необходима популяризация интернет-торговли со стороны государства, возможно, даже состпвление "черных" и "белых" списковинтернет-магазинов, создание неких товарных знаков ассоциаций дистанционной торговли", - считает А.Абрамов.
В процессе становления удаленной торговли готова поучаствовать и «Почта России», которая занимает на сегодня 90% в структуре всех отправлений в России и от которой в итоге зависит решение проблемы логистики и доставки в удаленные регионы. Как отметила заместитель директора по коммерции УФПС Ростовской области ФГУП "ПочтаРоссии" Юлия Виноградова, «присутствие «Почты» в отдаленных регионах, географический охват – это ее преимущество». Она уверена, что базовая логистика сейчас обеспечена, другое дело, необходимо подтянуть качество услуг, сроки доставки, возможность отслеживать получателем этап прохождения товара.