19.03.2011 11:30
Новости.
Просмотров всего: 1445; сегодня: 1.

В Госдуме обсудили концепцию нового закона о размещении госзаказов

Необходим новый федеральный закон о размещении госзаказов, который будет исходить из презумпции добросовестного заказчика и станет эффективным инструментом в руках добросовестного заказчика. Об этом говорили участники круглого стола на тему «Новая концепция федерального закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд».

Новую концепцию, разработанную Комитетом Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, представил глава комитета Мартин Шаккум. Он предложил участникам мероприятия обсудить принципиальные и системные ошибки, сложившиеся в результате закупочной деятельности. «Только понимая, почему и в чем мы заблуждались, можно найти правильную дорогу», - считает депутат.

Он отметил, что государство в лице правительства, не как регулятор, а как обычный хозяйствующий субъект, выходит на открытый рынок и осуществляет закупки для государственных нужд. Задача правового регулирования - установить такие правила поведения для представителей государства, в рамках которых они действовали бы как представители эффективного собственника.

«Если моделировать поведение эффективного собственника в рамках действующего 94-ФЗ, возникает вопрос - сможет ли сегодня идеальный чиновник выйти на рынок и купить наилучший товар по наименьшей цене?» - поинтересовался М.Шаккум.

Он отметил, что ни в 94-ФЗ, ни в иных нормативных правовых актах нет понимания и подходов к определению справедливой цены закупки. Вследствие этого пробела 94-ФЗ путем административных процедур пытался определить эту цену, однако не решил этой задачи.

«Вторая принципиальная ошибка: эффективный собственник только тогда может быть эффективным, когда имеет критерии и процедуры оценки результатов своей деятельности. Но ни 94-ФЗ, ни другие нормативные правовые акты не дают ответа на вопрос, то есть, как оценивать эффективность закупочной деятельности. Сегодня эффективность сведена к одному параметру – снижение стартовой цены. Каков полученный результат – никто не оценивает», - цитирует слова М.Шаккума пресс-служба Госдумы (http://www.duma.gov.ru/).

В отсутствие стартовой цены и критериев эффективности закупок в 94-ФЗ была сделана попытка найти «волшебную» универсальную процедуру, когда недобросовестный заказчик должен был приобрести у недобросовестного поставщика наилучший по качеству и наименьший по цене товар. Такой процедурой явился электронный аукцион, который, по мнению М.Шаккума, годится только для простых каталожных товаров или биржевой торговли, но неприменим для технически сложной продукции, подрядных работ.

Одновременно был открыт допуск на рынок для всех без исключения желающих исполнить заказ. В итоге закон дает конкурентные преимущества недобросовестным подрядчикам, которые демпингуют и судятся - все козыри у них в руках.

В итоге, если в странах с развивающейся экономикой закон работает по принципу «закупать лучшее у равных», в странах с развитой экономикой - по принципу «закупать лучшее у лучших», 94- ФЗ привел к ситуации «закупить что попало, у кого попало», считает М.Шаккум.

«Красивая идеология о выходе на рынок всех желающих сработала с точностью до наоборот. Если раньше необходимо было договариваться только с недобросовестным заказчиком, то сегодня это приходится делать и с заказчиком, и с другими подрядчиками, и с контролирующими органами. В результате коррупция расцвела пышным цветом», - заявил он.

Последствиями этих концептуальных ошибок, по словам депутата, таковы:

1) все многообразие закупок сведено к применению универсальных процедур, не учитывающих специфику различных видов закупок. В результате увеличились недобросовестная конкуренция, массовый характер приобрели «перепродажа» государственных контрактов, сговор поставщиков. Закон привел к провоцированию демпинга;

2) участились случаи срыва сроков исполнения государственных контрактов, некачественного исполнения контрактов;

3) не работает институт обеспечения исполнения обязательств по контракту;

4) при формально детализированных требованиях к информационной открытости закупок на практике доступ к сведениям о размещении заказов существенно ограничен или отсутствует вообще;

5) электронные площадки, которые должны были способствовать оперативности размещения заказа, не работают в нормальном режиме.

Затем М.Шаккум объяснил, каким, по мнению разработчиков концепции, должен быть новый закон.

Во-первых, эффективность закупочной деятельности государства должна обеспечиваться совокупностью законов и иных нормативных правовых актов. Нельзя в рамках одного закона, который регулирует только процедуры, решить эту сложную задачу.

Закон должен исходить из презумпции добросовестного заказчика, стать эффективным инструментом в руках добросовестного заказчика. В свою очередь, добросовестность заказчика должна обеспечиваться всей совокупностью законодательства, в том числе и уголовным законодательством, и законом о закупках. Этот закон должен обеспечивать открытость и прозрачность деятельности заказчика.

2. Ключевое звено в осуществлении закупок – это ГРБСы (государственные распорядители бюджетных средств – министерства и ведомства). «Мы должны обеспечить эффективность их деятельности. Для этого правительство должно подготовить инструментарий для определения диапазона справедливой цены и определить критерии эффективности заказчика», - заявил М.Шаккум.

Деятельность ГРБСов должна оцениваться через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

3. Еще один ключевой вопрос - персонификация ответственности заказчиков, участников размещения заказов и контролирующих органов за срыв размещения заказа и исполнения контракта. Необходимо четко установить формы такой ответственности.

М.Шаккум перечислил основные положения нового закона:

1) закон должен устанавливать различные способы размещения заказа и устанавливать их особенности;

2) выделяются 5 видов закупок: простые (каталожные) и стандартно-сопоставимые товары, работы, услуги; технически сложная продукция, в том числе НИОКР, НИР; закупка лекарств; строительный подряд; произведения литературы и искусства, объекты интеллектуальной собственности;

3) устанавливаются критерии допуска и оценки предложений: должны оцениваться способность выполнить работы и оценка качества выполнения работ. В частности, для строительного подряда будут предусмотрены следующие особенности: размещение заказа исключительно путем проведения конкурса; на стадии предквалификации оценивается наличие квалифицированных работников, опыта выполнения аналогичных работ, финансовая устойчивость компании; оценка заявок должна осуществляться по таким критериям как цена контракта (значимость критерия не более 50%), квалификация участника конкурса, технологические решения, срок выполнения работ, срок и объем предоставления гарантий;

4) уточнение института обеспечения исполнение обязательств по контракту - предусматривается предоставление исключительно банковской гарантии;

5) формирование профессионального состава конкурсных и аукционных комиссий - привлечение независимых экспертов на возмездной основе, дополнительная оплата сотрудников за участие в работе комиссий;

6) экономическое стимулирование заказчиков – средства от экономии должны поступать в самостоятельное распоряжение заказчиков;

7) повышение информационной открытости закупок - ведения баз данных о закупках на сайтах отраслевых федеральных органов, сведение информации по всем закупках уполномоченным органом на едином сайте.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...