2 июня подведены итоги федерального конкурса на право создания особых экономических зон портового типа (ПОЭЗ). Как сообщило Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонам (РосОЭЗ) победителями конкурса стали заявки Хабаровского и Красноярского краев, Ульяновской области.
Напомним, что в феврале был объявлен конкурс по созданию особых экономических зон портового типа, на который поступило 20 заявок от 16 регионов, в том числе 9 – на создание экономических зон аэропортового типа. К участию были допущены 17 заявок.
В процессе рассмотрения предложенных проектов оценивался уровень социально-экономического развития региона, основные технические характеристики портов, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию судов и периоду навигации. Были учтены также обеспеченность территорий инженерной, транспортной, социальной инфраструктурами, предполагаемое количество и статус резидентов, планируемые объемы инвестиций и количество новых рабочих мест.
Две из трех победивших заявок – Хабаровский край и Ульяновская область – в качестве консультанта администраций регионов готовила компания ФОК (ООО «Финансовый и организационный консалтинг»).
Как отметил Исполнительный директор ФОК Моисей Фурщик, курировавший подготовку обеих заявок, их характерной чертой стал отказ от концентрации усилий лишь на росте грузоперевозок. «Включение в проекты крупной судоремонтной компоненты и проработка других видов портовой деятельности позволила создать более комплексные и интересные концепции, обеспечить относительно высокие экономические эффекты и значительное число рабочих мест, поддержать развитие технологичных отраслей»- уточнил он причины успеха заявок.
В Хабаровском крае портовая ОЭЗ будет создана на территории морского порта Советская Гавань. Общая площадь составить 4,5 кв. км. Концепция зоны предполагает создание на территории морского порта Советская Гавань международного многопрофильного портового и судоремонтного центра, что позволит в полной мере воспользоваться уникальным географическим положением и природными условиями бухты.
По словам высокопоставленного чиновника из Правительства Хабаровского края, общий объем инвестиций на создание ПОЭЗ в будущих ценах составит 105,5 миллиардов рублей, из которых около 9 миллиардов рублей будут выделены федеральным, региональным и местным бюджетами на создание необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры. 6 миллиардов рублей инфраструктурных инвестиций будут профинансированы из внебюджетных источников.
«Первоначальные инвестиции в развитие инфраструктуры зоны за 2008-10 гг. составят 8,4 миллиардов рублей (в ценах 2008года)», - отметил он.
«При разработке концепции ПОЭЗ и подготовке конкурсной заявки специалисты компании ФОК особое внимание уделили проработке существующих и перспективных грузопотоков и изучению инфраструктурных особенностей проекта», - сообщил руководитель проекта Андрей Болгов.
Создание ПОЭЗ обеспечит стремительное развитие Ванино – Советско-гаванского транспортного узла. В формируемой особой экономической зоне приоритетное развитие получат проекты стивидорных компаний, специализирующихся на перевалке железорудной продукции, контейнерных и прочих генеральных грузов. Особое внимание будет уделено развитию судоремонта, что является отличительной особенностью концепции.
Проект создания портовой ОЭЗ в Ульяновской области предполагает развитие международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» в следующих направлениях:
- техническое обслуживание и ремонт воздушных судов;
- сборочное производство легких реактивных самолетов «Eclipse 500»;
- развитие терминально-логистической инфраструктуры.
Общая площадь зоны составит 642 га. Инвестиции государства в развитие необходимой инфраструктуры составят 7 млрд. руб. до 2020 года, половину из которых выделит Ульяновская область. На эти средства, в частности, будут расширены подъездные пути автомобильного и железнодорожного транспорта, модернизирована аэропортовая инфраструктура (рулежные дорожки, навигационное оборудование и т.п.), сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения. Для покрытия потребности в электроэнергии предполагается строительство тепловой электростанции мощностью 40 МВт.
«К 2020 году прогнозный объем услуг технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории ПОЭЗ «Волга-АвиаКарго» составит около 1 400 тыс. нормо-часов, прогнозный объем перевалки грузов - около 170 тыс. тонн. Мощность сборочного производства сверхлегких реактивных самолетов «Eclipse 500» составит 800 самолетов в год. Предполагается, что производство выйдет на проектную мощность к 2012 году, а первый самолет будет собран уже в 2009 году», - сообщил руководитель Департамента инфраструктурных проектов ФОК Дмитрий Саввин.
Интерес к участию в проекте в качестве резидентов проявили, в частности, следующие компании: Волга-Днепр, ETIRC Aviation S.a.r.l., Авиастар-СП, РОСТЭК.
Аэропорт «Ульяновск-Восточный» имеет уникальные параметры взлетно-посадочной полосы (5000х100 м). В непосредственной близости расположен один из крупнейших российских авиастроительных заводов –«Авиастар-СП». В области присутствует крупнейшая грузовая авиакомпания России – Волга-Днепр. Реализация проекта создания ПОЭЗ «Волга-АвиаКарго» позволит в полной мере реализовать потенциал региона, имеющего уникальную авиационную инфраструктуру.