Эффект от снижения налоговой нагрузки в России на темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) страны к настоящему времени является исчерпанным, сообщил начальник департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач, выступая на заседании круглого стола по вопросам бюджетной политики в среду.
По его словам, снижение налоговой нагрузки уже дало значимый эффект с точки зрения стимулирования темпов экономического роста в стране. По его оценке, это влияние составляло 0,2-0,3 процента в темпах прироста ВВП как минимум.
"Возможность влияния на дальнейший экономический рост исчерпана, так как возникает проблема с реакцией на это снижение налоговой нагрузки на уровне корпораций и населения", - сказал эксперт, пояснив, что это относится к тому, что возможности выхода бизнеса из тени являются ограниченными. "В ближайшие годы ожидать выхода зарплаты в сельском хозяйстве, торговле, малом бизнесе сложно даже при существенном снижении ЕСН", - сказал он.
Также, по его мнению, планируемое снижение налога на добавленную стоимость (НДС) с 2006 года не окажет существенного влияния на экономический рост. "Это снижение мало что добавит к экономическому росту, поскольку вопрос использования дополнительных доходов для инвестиций и роста потребительского спроса зависит от многих факторов", - считает А.Клепач.
Поэтому, по его мнению, возникает вопрос о том, какие существуют возможности дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику.
Минэкономразвития РФ не будет снижать прогноз роста ВВП на 2004 год, сообщил начальник департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ России.
"Прогноз снижен не будет. Он может быть увеличен, а может и нет", - сказал Клепач. Он напомнил, что в настоящее время прогнозный показатель роста ВВП на 2004 год составляет 6,9%.
Начальник департамента напомнил, что МЭРТ по итогам трех кварталов проводит уточнение макроэкономических показателей. В частности, по его словам, будет уточнен показатель цен на нефть. "Однако это не значит, что и динамика ВВП будет другая", - сказал Клепач.
Представитель МЭРТ пояснил, что в отличие от цен на нефть ряд показателей - ниже запланированных, например, показатель роста инвестиций.
По мнению А.Клепача, уровень непроцентных расходов бюджета должен быть увеличен. "По нашим оценкам, уровень непроцентных расходов должен быть выше - от 13 до 14% ВВП", - сказал Клепач. Он напомнил, что в настоящее время непроцентные расходы бюджета находятся на уровне 12%.
Клепач пояснил необходимость увеличения уровня непроцентных расходов тем, что расходы на многие социальные статьи, в том числе на науку, в России в два раза ниже, чем в развитых странах.
Вместе с тем, Клепач считает, что было бы правильным использовать механизмы государственно-частного партнерства для расходования бюджетных средств.
"Правильный вариант - не возложение всех непроцентных расходов на бюджет, а создание с использованием государственных средств частно-государственных структур", - сказал представитель МЭРТ.
В частности, речь идет о создании государственных венчурных фондов, а также о механизмах частно-государственного инвестирования в инфраструктурные проекты.
По мнению Клепача, использование средств госбюджета через государственно-частные институты могло бы добавить к экономическому росту 0,1-0,3 ВВП.
По материалам