Cегодня в Москве прошла II Межрегиональная конференция "Предпринимательство в промышленности: пути развития". Выступая на конференции, генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС) Артем Киселев отметил, что одним из одним из краеугольных камней выполнения амбициозных планов развития экономики страны является развитие предпринимательства в производственной сфере, переход к современным, отвечающим требованиям момента, формам организации производства, переход на наукоемкую модель промышленного развития, создание условий для появления новых поколений предпринимателей.
По словам А. Киселева, системный подход к развитию предпринимательства в научно - производственной сфере, к развитию субконтрактных отношений был впервые на территории нашей страны принят на вооружение Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы в 1998 году.
Как считает генеральный директор МЦС, субконтрактные отношения постепенно входят в нашу жизнь в качестве реалии.
Многие руководители крупных предприятий уже понимают необходимость перехода на субконтрактные схемы организации производства. Малые и средние предприятия заинтересованы в сотрудничестве с крупными, многие из них готовы вступать в долгосрочные субконтрактные отношения с крупными сборочными производствами, готовы осуществлять необходимые изменения.
Cогласно приведенным А. Киселевым данным, за этот год удвоены основные показатели деятельности Центра: количество субконтрактов, размещенных через систему субконтрактации, увеличилось почти до 3 тысяч. С системой МЦС начали работать крупнейшие сборочные предприятия.
Эффективность применения системы субконтрактации не снижается - заказчики получают существенную экономию (10 - 30% в пределах одного региона) от размещения заказов на альтернативной основе.
Постепенно начинает действовать инфраструктура рынка субконтрактных отношений - на настоящий момент в России действуют центры субконтрактации уже в 25 субъектах Федерации. Большинство созданных центров субконтрактации использует в своей работе разработанные МЦС методические материалы и информационную среду, стандарты информационных обменов.
Кроме того, создана Ассоциация центров субконтрактации, разрабатывается положение об аттестации этих центров, МЦС совместно с Ярославской ТПП разработаны новые методики организации работы центров.
Развивается система информационного обмена центров субконтрактации - при поддержке Фонда Евразия и НДП "Альянс - Медиа" продолжены работы по превращению сайта www.subcontract.ru в полноценный промышленный портал, для региональных центров создаются интернет - представительства, содержащие "зеркала" единой базы данных и поисковой системы. Это полностью избавит действующие и создаваемые региональные центры субконтрактации от ненужных затрат на приобретение информационных систем, построение сайтов и т.д.
Как отметил А. Киселев, качество продукции и услуг, предлагаемых малыми кпредприятиями - вопрос первостепенной важности. Крупные заказчики часто мотивируют свое нежелание сотрудничать с малыми предприятиями именно недостаточным уровнем качества их продукции. Наблюдается колоссальный разрыв между потребностями крупных предприятий (в первую очередь - автосборщиков), их требованиями к качеству поставляемой продукции и реальными возможностями малых предприятий. Для крупного сборочного предприятия на практике проще и иногда выгоднее закупать всю необходимую комплектацию за рубежом, чем всерьез заниматься развитием поставщиков. Более того: для того, чтобы малое предприятие стало поставщиком на конвейер, ему необходимо внедрить и сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 (для работы на автосборочный конвейер - еще и в соответствии со стандартом ИСО/ТУ 16949).
В то же время наши крупнейшие сборочные предприятия продолжают секретить информацию о типовых условиях работы с поставщиками, своих потребностях. Это происходит в то время, когда необходимо максимально обновить и расширить перечни поставщиков за счет привлечения новых - малых и средних предприятий.
Здесь, считает генеральный директор МЦС, необходимо, в первую очередь, наладить поток информации от заказчиков к потенциальным поставщикам. Центр приступил к разработке учебного курса повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий по специальности "долговременные субконтрактные отношения.
Также необходимо разработать и утвердить отраслевые стандарты взаимоотношений крупных контракторов с поставщиками. Такая работа уже успешно начата крупнейшими российскими автосборщиками. Эти стандарты должны быть гармонизированы с соответствующими зарубежными и это работа для отраслевых Ассоциаций производителей. По мнению А. Киселева, такие стандарты должны утверждаться и действовать в рамках каждой отрасли. Кроме того, необходимо разработать и внедрить типовые регламенты квалификационного отбора поставщиков и проведения закупок (на конкурсной или внеконкурсной основе).
Тогда обеим сторонам - и потенциальным поставщикам и крупным контракторам станет гораздо проще понять друг друга.
Высокое качество поставляемой продукции невозможно обеспечить без применения современного высокопроизводительного специализированного оборудования. Речь идет о технико - технологическом перевооружении предприятий малого и среднего бизнеса. В качестве первого шага, по словам А. Киселева, Центр совместно с Московской Лизинговой Компанией с 2004 года запускает в действие новый подпроект - организация обмена информацией между малыми и средними предприятиями и поставщиками оборудования и технологий. Это только первый шаг. Настоящие шаги могут быть сделаны только при серьезной поддержке со стороны государства. И Ассоциация развития субконтрактации готова принять участие в разработке и реализации таких программ.
Несмотря на очевидные положительные сдвиги, процесс развития предпринимательства в промышленности, развития субконтрактных отношений до сих пор тормозится многими факторами.
К основным из них, по мнению А. Киселева, можно отнести:
- отсутствие устойчивых деловых обычаев и навыков в организации производства с применением механизма субконтрактации;
- отсутствие системного подхода со стороны федеральных и региональных структур, отвечающих за развитие промышленности и поддержку предпринимательства, к развитию субконтрактных отношений;
- отсутствие детальной и вместе с тем понятной и непротиворечивой правовой регламентации субконтрактных отношений;
- недостаточная привлекательность малых предприятий в качестве партнеров для крупных предприятий;
- уровень рисков для руководителей крупных предприятий в большинстве случаев превышает возможные выгоды от сотрудничества с МП;
- невнятные арендные отношения не способствуют эффективной долгосрочной работе малых предприятий;
- низкий уровень технико - технологического развития не позволяет большинству российских производственных МП успешно участвовать в конкурентной борьбе;
- уровень качества продукции, производимой малыми предприятиями, в большинстве случаев не позволяет им бороться за получение долговременного субконтракта; расходы на внедрение и сертификацию системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 часто "неподъемны" для малого предприятия;
- oтсутствие эффективной системы финансирования субконтрактных отношений (специализированных гарантийных фондов, кредитной кооперации), обеспечивающей потребности малых предприятий;
- отсутствие специализированной системы страхования рисков, возникающих в процессе субконтрактных отношений с участием малых предприятий (страхование рисков как крупных, так и малых предприятий);
- реструктуризация крупных предприятий в настоящее время осуществляется в большинстве случаев хаотично и бессистемно;
- колоссальный рынок государственного заказа на всех уровнях до сих пор не в достаточной степени открыт для малых предприятий;
_ недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка субконтрактных отношений.
А. Киселев изложил те основные меры, которые необходимо прниять для развития предпринимательства в промышленности. Среди приоритетных:
- Разработать концепцию развития субконтрактных отношений на территории РФ (с целью включения в Промышленную Политику РФ в качестве подраздела);
- Создать необходимую нормативно - правовую и методическую базу долговременных субконтрактных отношений;
- создать условия, обеспечивающие расширение участия субъектов малого предпринимательства в конкурсных торгах по размещению государственного заказа, в том числе на условиях субконтрактации;
- разработать и внедрить систему мер, направленных на повышение качества продукции и услуг, производимых малыми предприятиями;
- разработать (с учетом существующих зарубежных стандартов) и внедрить отраслевые стандарты квалификационного отбора субконтракторов (по аналогии со стандартом ИСО/ТУ 16949) и отраслевые регламенты размещения субконтрактов.