Практика взаимодействия малого и крупного бизнеса в стране далека от желаемого и требуемого состояния. Так ее охарактеризовали участники опроса, состоявшегося в ходе IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Взаимодействие малого и крупного бизнеса» в конце апреля с.г.
Организаторами опроса выступили Национальное деловое партнерство «Альянс Медиа» и социологическая служба «Кассандра».
Из 335 участников конференции - представителей малых, средних и крупных предприятий, предпринимательских объединений, структур поддержки малого бизнеса и органов власти, заполнивших анкеты, лишь 3% констатировали, что разномасштабные бизнесы в стране взаимодействуют активно. Подавляющее же большинство указали на эпизодическую кооперацию малого и крупного бизнеса (49%) или ее полное отсутствие (29%). При этом опрошенные из всех вышеуказанных групп отмечали, что основным инициатором развития деловых связей между малыми и крупными предприятиями на сегодня является малый бизнес. Так считает половина представителей крупных фирм, 64% представителей структур поддержки МП и 69% представителей региональных администраций. Если в ближайшее время на исправление такого положения не будет предпринято никаких мер, вряд ли стоит надеяться на расширение кооперации. Определенные предпосылки для решения данной проблемы имеются.
Во-первых, по мнению многих участников конференции, в ближайшие годы имеют хорошую перспективу уже получившие распространение в России такие формы интеграции как субконтрактация, а также развитие взаимодействия через лизинг и бизнес-инкубирование.
Так, например, каждый второй из опрошенных на прошедшей в ходе нынешней конференции тематической секции «Механизмы интеграции малого и крупного бизнеса на основе кластерных технологий и субконтрактации» считает, что существующие условия для развития субконтрактных отношений в стране вполне благоприятны. 72% опрошенных рассчитывают на активное или, по крайней мере, умеренное дальнейшее развитие субконтрактации в стране.
Кроме того, согласно результатам опросов, проводившихся НДП «Альянс Медиа» и службой «Кассандра» на предыдущих всероссийских конференциях, более 40% предпринимателей имеют опыт размещения или выполнения субконтрактных заказов. Более 70% участников конференции полагают, что обнадеживающие перспективы развития в 2003-2004 гг. имеет лизинг. 20% рассчитывают на его активное, а 53% - умеренное внедрение.Более половины респондентов (53%) надеются на дальнейшее активное и умеренное создание бизнес-инкубаторов.
Примерно каждый второй не исключает распространение в стране франчайзинга, а каждый третий – венчурного финансирования.
Во-вторых, существующая практика подсказывает, что появляются бизнес-ниши, где кооперация между малыми и крупными предприятиями не только развивается, но и имеет перспективу в плане налаживания устойчивых технологий взаимодействия. К таковым можно отнести торгово-посреднические операции, снабжение, сбыт, маркетинг. Так, по мнению 44% участников конференции, вполне активно может развиваться в ближайшей перспективе взаимодействие между малым бизнесом и торговыми центрами. 56% опрошенных рассчитывают на относительно более интенсивное развитие торгово-посреднических отношений, а свыше 40% - на рост потребления услуг малых фирм в обслуживании работников крупных предприятий в части оздоровления, питания, снабжения спецодеждой.
Другими перспективными сферами взаимодействия являются промышленные предприятия, транспорт и строительство. Весьма интенсивно кооперация может развиваться в области бизнес-услуг: 46% участников опроса полагают, что крупный бизнес не сможет в ближайшее время обойтись без предложений малого бизнеса на рынке консалтинговых, аудиторских, юридических, информационных услуг или отказаться от использования возможностей МП в таких непрофильных для крупных предприятий направлениях как реклама, выставочный сервис и других.
В то же время, к сожалению, приходится констатировать, что проблематичной и, одновременно, актуальной для кооперации остается научно-техническая сфера. На задействование малого бизнеса в технологических, производственных процессах крупного бизнеса, сотрудничество в сфере НИОКР и инноваций или участие в реструктуризации крупных предприятий рассчитывает меньшее число опрошенных – примерно каждый пятый респондент.
Для изменения сложившейся ситуации нужны определенные шаги, и участниками конференции были высказаны конкретные предложения по изменению существующей практики взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Прежде всего, они касаются улучшения в целом условий развития малого бизнеса. По признанию представителей всех групп бизнеса, а также предпринимательских объединений, структур поддержки малого предпринимательства и представителей органов власти, присутствовавших на конференции, в текущем году предпринимательский климат не только не изменился (47%), но и ухудшился (35% ответов). На улучшение бизнес-условий указали только 10% респондентов.
Подтвердились опасения, высказанные на предыдущих конференциях, где анализировалось содержание проектов законов «О защите прав .юридических лиц при проведении госконтроля (надзора)», «О лицензировании....», «О государственной регистрации юридических лиц», которые в первоначальном виде устраивали, например, в 2001 году только каждого пятого участника II Всероссийской конференции представителей малых предприятий. На состоявшейся в апреле с.г. конференции неблагоприятные прогнозы подтвердились. Лишь немногочисленная группа респондентов констатировала, в том числе присутствовавшие на конференции представители органов власти, что вступление в силу указанных законов дало явный положительный эффект для развития малого бизнеса. В связи с этим участники конференции отмечали, что требуется серьезное продвижение в совершенствовании имеющейся законодательной базы.