С вхождением России в ВТО субсидирование сельскохозяйственного сектора будет прекращено, что приведёт к ряду негативных последствий. Однако Правительство РФ будет и впредь играть активную роль в отрасли. Так, благодаря последовательной государственной протекционистской политике (поддержки местных производителей, ограничений на импорт/экспорт и ряду других мер), нас ожидает развитие ряда подотраслей сельского хозяйства.
Рынок мяса птицы в России – один из наиболее консолидированных сегментов отечественного мясного рынка, несмотря на довольно большое количество небольших производителей. Больше половины общего натурального объема производства мяса птицы приходится на 12 крупнейших предприятий России. Среди лидеров рынка выделяют: группу «Черкизово», ЗАО «Белая птица», группу «ПРОДО», «Агропромышленный комплекс Г.М.Р.», (связанный с сетью ресторанов быстрого питания «Сбарро»), алтайский «Чикен-Дак», «Чернянская утиная ферма», ЗАО «Сибирская аграрная группа», Агрохолдинг «Русское поле», ООО «Птицекомплекс Нестеровский», ОАО «Птицефабрика «Рефтинская», ОАО «Нерюнгринская птицефабрика», Агроконцерн «Золотой колос» и ряд других компаний.
Сейчас производители мяса птицы начинают осознавать возможности выхода на международные рынки мяса птицы. Для обеспечения конкурентоспособности продукции отрасли на отечественном и мировом рынке, следует завершить совершенствование нормативной базы и обеспечить соответствие отечественной продукции из мяса птицы международным требованиям.
Необходимо сделать доступным качественное российское сырье для производителей продукции из мяса птицы. С этой целью следует вырастить необходимое поголовье породистых кур, к чему можно прийти посредством развития своей базы селекционно-генетических центров. Наряду с бройлерами, важно развивать производство индейки, утки, гусей и перепелов. Благодаря этому можно будет расширить спектр продукции птицы на потребительском рынке.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ в конце 2010 года одобрена концепция развития птицеводства в России в 2013 - 2020 гг. Концепция предусмотрено прирост производства мяса птицы в РФ до 4,5 млн. тонн.
По мнению Виктора Зубкова, российские животноводы еще не совсем готовы к открытой конкуренции на рынке без надлежащей государственной поддержки. По его мнению, в ближайшей перспективе существует потенциал увеличения потребления мяса птицы на душу населения с 25 до 30 кг, а в будущем до 35 кг в год.
Развитию в России собственного производства мяса птицы могут способствовать следующие ключевые факторы:
• Утверждение национального проекта развития агропромышленного комплекса, а также государственной программы развития с.-х. и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. и ведомственной программы «Развитие птицеводства в РФ на 2010-2012 гг.»;
• Выделение в России на государственном уровне льготных кредитов на реализацию инвестиционных проектов и льготную закупку оборудования (исключение таможенных пошлин, лизинг);
• Тарифно-таможенное регулирование и ограничение импортных квот;
• Инновационные решения в сфере селекции, генетики, ветеринарной медицины, переработки, привлечение новых технологий благодаря научным изысканиям;
• Реализация новых видов организационных структур;
• Появление в этой отрасли крупных и серьезных инвесторов. В период 2006 – 2010 гг. инвестиционные проекты развития этой отрасли в совокупности составили 200 млрд. руб.
Что касается вступления в ВТО, то некоторые аналитики полагают, что это не сильно повлияет на птицеводство. Квота на импорт будет уменьшена с 350 тыс. тонн в 2011 г. до 250 тыс. тонн в нынешнем году. Этот уровень должен сохранится до 2020 года. Одновременно, пошлина на импорт птицы с учетом квоты остается неизменной (25%), а импортная пошлина сверх квоты уменьшается с 95 до 80%.
В то же время другие специалисты считают, что для России ВТО нежелательно в принципе. Ведь ВТО – это организация стран-участников, договорившихся об упрощенных таможенных процедурах. Россия и так готова продавать на зарубежные рынки. Возможность сбыта по льготным ценам ничего не изменит для отечественных компаний. 55-58 руб. – это себестоимость 1 кг производства птицы в технологичных компаниях. Аналогичный показатель старый птицефабрик – 65-70 руб.
Продукция из США поступает, например, в Санкт-Петербург по цене 0,8-1 долл. за 1 кг. Эта продукция попадет на рынок, не взирая на самые высокие пошлины. После вступления в ВТО цена на так называемые «ножки Буша» будет еще ниже.
Это означает, что кардинальных перемен после вступления в ВТО птицеводам ждать не приходится. Однако сегодня эффективность отечественного бизнеса примерно в 5 раз уступает США. Например, средняя выработка в птицеводстве России составляет 40-60 тыс. долл. на человека. Аналогичный показатель в западных странах – 250–300 тыс. долл. на человека.
В будущем аналитики однозначно предсказывают рост потребления птицы среди населения: к 2020 году мясо птицы может составить 45% от общего потребления видов мяса. Мировой экономический кризис оказал смешанное слияние на российский рынок птицы. С одной стороны, это выразилось в массовом переключении внимания потребителей на мясо птицы. С другой стороны, более бедные слои населения, составляющие значительную долю потребителей, стали рассматривать любые виды мяса как продукцию «не по карману».
Российский Мясной союз предполагает, что в ближайшие годы можно будет наблюдать стабильное увеличение потребления мяса кур, доступного источника животного белка, увеличения потребления свинины и небольшое снижение потребления говядины с учетом его большой цены. К 2015 году потребление говядины составит 2,2 млн. тонн, свинины – 3,5 млн. тонн, куриного мяса – 4,6 млн. тонн.
Нерюнгри Республики Саха (Якутия) является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.