Вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию подразумевает, что многим отраслям российской экономики придется столкнуться с конкурентным давлением со стороны глобального рынка. Безусловно, строительная отрасль не станет исключением. В таких условиях вопросы гармонизации национальных норм технического регулирования в сфере строительства с европейскими нормативами приобретает особую важность.
Действующая система нормативов не в полной мере соответствует потребностям строительной отрасли и не учитывает развитие технологий и появление новых материалов. Кроме того, в течение первых десяти лет нового века стала складываться ситуация, когда регламенты и правила стали зачастую приходить в противоречие друг с другом. В итоге, процессы согласования проектов чрезвычайно усложнились.
В итоге Министерством регионального развития РФ была разработана Комплексной программа мероприятий по гармонизации российской и европейской систем технического нормирования в строительстве на период 2010-2014 гг., предусматривающая глобальное обновление нормативной базы строительной отрасли. В рамках программы было обозначено три направления работы: создание перечней нормативов обязательного и добровольного применения; актуализация СНиП, национальных и межгосударственных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций; гармонизация российских норм с европейскими и международными документами.
В дальнейшем, Комплексная программа легла в основу Программы мероприятий по гармонизации нормативных документов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и стандартов Европейского Союза в области строительства на период 2010-2014 гг., одобренной руководителями профильных министерств и ведомств государств-участников Таможенного союза в апреле 2011 года.
В рамках данной программы обращение к опыту еврокодов рассматривалось как возможность перенять передовой западный опыт, внедрить инновационные подходы к проектированию и строительству объектов капитального строительства.
Здесь стоит отметить, что еврокоды имеют ряд концептуальных отличий от нормативных документов, принятых в российской практике.
Прежде всего, еврокоды не устанавливают требований к используемым технологиям. Они определяют перечень допустимых к применению материалов. Также в еврокодах отсутствуют требования к выполнению инженерно-геологических изысканий.
Кроме того, в еврокоды не включены нормы проектирования зданий и сооружений разного функционального назначения. В них закреплены исключительно параметры, которые должны быть обеспечены в итоге. В такой ситуации особая ответственность возлагается на сторону, осуществляющую проектирование, хотя, безусловно, проектировщики получают гораздо большую свободу непосредственно в работе.
Наконец, отличия еврокодов связаны с причинами чисто физического характера – иным климатом и геофизическими условиями.
В результате, перед Министерством регионального развития и другими ведомствами, а также профессиональным сообществом в лице Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей встала задача по гармонизации - интеграции западных и российских нормативов на основе глубокого анализа, позволяющего оценить их взаимное соответствие и применимость для нашего строительного комплекса.
В настоящее время ведется активная работа по актуализации нормативных документов и законодательной базы, продумываются механизмы устранения правовых коллизий. Однако общий объем работ не ограничивается только актуализацией профильных документов, он подразумевает необходимость подготовки и аттестации программного обеспечения, проведение сопоставительного анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организации обучения экспертов и персонала, создания соответствующих образовательных программ.
Как отмечает генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев: «Использование опыта еврокодов может оказать положительное воздействие на строительную отрасль. Прогнозируется снижение трудоемкости проектных и строительных работ, уточнение сметных расходов в сторону их снижения. Тем не менее, западные методики необходимо внедрять разумно, с учетом особенностей как законодательного, технологического, методологического характера, так и обусловленных природными факторами. В вопросах гармонизации еврокодов одну из ключевых ролей, безусловно, должны играть саморегулируемые сообщества. Прежде всего, они обладают необходимыми компетенциями и экспертными знаниями, необходимыми для успешной гармонизации зарубежного и российского опыта проектирования и строительства. Кроме того, техническое регулирование неразрывно связано с обеспечением безопасности строительства и качества проектных и строительных работ, что, как мы знаем, относится к числу основных задач саморегулирования в строительстве».