11-12 октября в Москве прошел международный семинар «Профессиональная ориентация и консультирование», организатором которого выступили Европейский Фонд Образования, Центр изучения проблем профессионального образования, Научно-исследовательский институт развития профессионального образования г. Москвы и Агентство стратегических инициатив. Российские и зарубежные эксперты собрались, чтобы обсудить передовой опыт стран Европейского Союза и России в области профессиональной ориентации и квалификаций.
Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ на семинаре представляли: член Совета Национального объединения строителей, председатель Комитета, президент Ассоциации СРО «Единство», Почетный строитель России Михаил Воловик, заместитель председателя Комитета, президент НП СРО «Стройрегион-Развитие» Валентина Мазалова, член Комитета, руководитель аппарата Ассоциации «Национальный центр профессиональных стандартов» Владимир Коровяков.
В семинаре приняли участие: атташе по вопросам образования от делегации ЕС в России Никола Скарамуццо, менеджер по сотрудничеству с Россией Европейского Фонда Образования Петри Лемпинен, руководитель программ направления «Молодые профессионалы» Ассоциации стратегических инициатив Борис Белков, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Наталья Золотарева, а также руководители строительных компаний и образовательных учреждений. Модератором выступила директор Центра изучения проблем профессионального образования, президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA) Ольга Олейникова.
Поприветствовав собравшихся от имени Министерства образовании и науки, Наталья Золоторева отметила пристальное внимание государства к подготовке кадров. С целью комплексного решения накопившихся проблем в ведомстве выделен новый Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования, отметила она. По словам Натальи Золотаревой, молодежь не заинтересована в получении соответствующего образования, поскольку изначально убеждена в неперспективности работы по профессии, относящейся к категории рабочих. «Сейчас реклама говорит подросткам: «Чтобы быть успешным, нужно получить высшее образование», — отмечает она, подчеркивая необходимость с помощью современных технологий профессиональной ориентации и консультирования сделать открытыми и понятными те карьерные перспективы, которые могут быть открыты в жизни молодых людей. Важную роль играет визуализирующая информация: многие колледжи создают наглядную печатную продукция, рассказывающую подросткам, как они могут строить свою карьеру в будущем, говорит Золотарева.
Тему содействия молодежи в планировании карьеры затронул в своем выступлении и Борис Белков. Он также осветил ключевые направления работы Ассоциации стратегических инициатив, среди которых поддержка профессиональных сообществ, профессиональные стандарты, проекты, связанные с неформальным обучением.
Европейский эксперт Раймо Вуоринен представил к сведению участников последние инициативы ЕС в области профориентации и опыт Финляндии. Представители крупных российских компаний также рассказали о разработанных программах для пропаганды и привлечения школьников и студентов к работе на производстве.
Мысль, прозвучавшая в большинстве докладов, неутешительна — молодежь не стремится обучаться рабочим профессиям, и эта острая проблема носит комплексный характер. Среди основных факторов, мешающих развитию системы подготовки рабочих кадров, названы низкий престиж и социальный статус рабочих профессий, потеря навыков из-за вынужденного перерыва после призыва в армию, трудности с достойным трудоустройством выпускников без опыта работы и др.
О том, как подходят к решению данных проблем в строительной отрасли, а именно на базе Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ, доложил Михаил Воловик. Выступая с докладом «Профориентация – важнейшее условие привлечения молодежи в сферу строительства», он назвал профориентационную деятельность определяющей в работе по повышению престижа рабочих профессий.
«Строительная отрасль служит локомотивом экономики, а следовательно, является ключевой отраслью любого государства. Во многом именно от квалификации рабочих зависит качество возводимых объектов. Поэтому обеспечение отрасли квалифицированными рабочими кадрами является одним из приоритетных направлений деятельности НОСТРОЙ», — заявил он.
Решение данной проблемы стоит начать с определения профориентации, выразил уверенность Михаил Воловик, подчеркнув, что профориентация фактически является рекламой отрасли.
«Здесь очень важно не обмануть ожидания молодежи. Это как реклама некачественного товара, которая навсегда отпугнет потребителя, и вернуть доверие будет крайне сложно. Поэтому процесс модернизации отрасли и подготовки кадров для обновленной отрасли должны идти рука об руку, - пояснил он. - Строительное сообщество возлагает большие надежды на вступление России в ВТО: усилившаяся конкуренция даст толчок модернизации производства, существенно повысится спрос на квалифицированных специалистов».
Михаил Воловик также подробно осветил 4 направления, ставшие ключевыми в работе Комитета НОСТРОЙ, среди которых разработка профстандартов и системы оценки соответствия, формирование системы ресурсных центров нового поколения, совершенствование нормативно-правовой базы подготовки квалифицированных рабочих кадров строительной отрасли и повышение престижа рабочих профессий.
По его словам, совместно с руководителями образовательных учреждений, представителями ведущих саморегулируемых организаций разработан и реализуется ряд комплексных мер по поддержке молодежи: выплачиваются стипендии лучшим студентам строительных колледжей, проводится просветительская деятельность, внедряются программы трудового и патриотического воспитания, оказывается содействие в организации и проведении конкурсов профмастерства.
В ближайшей перспективе планируется создание системы ресурсных центров нового поколения на базе успешных учебных заведений системы НПО, где фактически готовят современную элиту производства. На базе ресурсных центров будут апробироваться разработанные профстандарты, тестироваться системы сертификации рабочих, проводиться конкурсы профмастерства, а также вестись работа по профориентации. Для дилеров современного оборудования центры станут местом демонстрации их возможностей. Таким образом, ресурсные центры нового поколения под эгидой НОСТРОЙ станут флагманами новой системы подготовки кадров.
«Учитывая интеграцию России в мировое экономическое пространство, мы планируем использовать мировой опыт в вопросах подготовки кадров на всех этапах», — заключил докладчик, пригласив участников семинара к сотрудничеству в рамках Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ.
Дискуссия по обсуждаемым вопросам началась после выступления президента Фонда «Образование-обществу», официального делегата WorldSkills International от России Лидии Фроловой, представившей проект «Развитие движения WorldSkills Russia». Докладчик выразила уверенность в необходимости популяризировать рабочие профессии на всех уровнях СМИ, на уровне общения родителей и детей. Она привела высказывание президента WSI Саймона Бартли о миссии движения World Skills International: «Наша миссия – заставить родителей сделать правильный выбор». По словам Лидии Фроловой, философия этого движения заключается в том, что выпускник становится лучшим в своей специальности, которая является делом его жизни.
«Когда мы говорим о World Skills International как серьезной мотивационной схеме для популяризации рабочих профессий и профессионального образования, мы предполагаем, что наша целевая аудитория – это дети до 12-14 лет и их родители, потому что после этого уже модель поведения и предварительные решения уже приняты», — отметила докладчик.
Лидия Золоторева также сообщила, что в ближайшее время на одном из телевизионных каналов выйдут сюжеты о движении, где будет рассказано о 15 рабочих профессиях, которые будут представлены на чемпионате в Москве и Лейпциге в 2013 году.
По итогам семинара участники выработали и утвердили Проект рекомендаций.
В завершении модератор семинара Ольга Олейникова поблагодарила докладчиков за содержательные выступления и выразила уверенность, что представленный опыт и озвученные инициативы несомненно найдут свое место в повседневной работе колледжей, позволят модернизировать процессы, методы и формы профессиональной ориентации.