Авторитетный иркутский юрист, директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров выступил с профессиональной критикой резонансного законопроекта, касающегося «оскорбления религиозных чувств граждан».
Напомним, одним из наиболее обсуждаемых сейчас законопроектов, внесенных в Государственную Думу, является проект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний».
Согласно законопроекту вводится уголовная ответственность за публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а также за публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан. Уголовно наказуемым предлагается объявить также осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и (или) разрушение таких предметов (мест). Наказание за эти преступления предусматривается весьма значительное – оно может достигать пяти лет лишения свободы.
Между тем, как указывает директор института в своей авторской колонке на Интернет-площадке БайкалИнформ, законодательство уже сейчас предусматривает уголовную ответственность за целый ряд преступлений против религии. А новый законопроект никаких идей по улучшению всех этих норм не предлагает.
- Вместо этого предлагается ввести в законодательство новые составы преступлений, что само по себе ведет лишь к усложнению регулирования, – говорит юрист. - Привлечь кого бы то ни было к уголовной ответственности можно только тогда, когда само событие преступления доказано, - отмечает далее автор. - Нельзя вынести приговор на основании одних лишь утверждений потерпевшего. Возникает вопрос: как доказать, что имело место оскорбление религиозных чувств? Ведь убеждения и чувства – это сугубо субъективные категории. Каждый человек сам решает, что и насколько сильно он чувствует. Эти вопросы абсолютно индивидуальны, и нет никакой возможности объективно проверить, оскорблены ли те или иные чувства человека в конкретной ситуации. Немаловажен и такой нюанс: серьезное давление на религиозные убеждения человека может оказать человек, исповедующий иную религию. Поэтому возможность требовать привлечения к уголовной ответственности за оскорбление религиозных убеждений и чувств может спровоцировать межрелигиозные конфликты – как бытовые, так и более масштабные.
Согласно законопроекту ответственность будет наступать за посягательства не на все религии, а только на те, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Таким образом, в соответствии с законопроектом оскорбление, например, индуистской религиозной церемонии не будет влечь уголовной ответственности. Думается, комментарии здесь излишни.
- Перед нами – пример сугубо карательного подхода к правотворчеству, который привел к появлению некачественного законопроекта, вызывающего многочисленные вопросы, - отмечает иркутский юрист. - Думается, что здесь нужен более взвешенный подход, чтобы не получилось так, что новый закон создаст новые проблемы, не решив старых.
Для справки:
Алексей Александрович ПЕТРОВ родился в 1976 году в Иркутске. Окончил с отличием юридический факультет Иркутской государственной экономической академии (ныне – Байкальский государственный университет экономики и права). С сентября 2009 года – директор Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. Кандидат юридических наук, автор более ста публикаций по вопросам конституционного, избирательного и муниципального права.