Примечательно, что мода на «малоэтажку» началась в нашей стране вместе с наступлением экономического кризиса, когда из-за нехватки оборотных средств разом остановились крупные строительные проекты, а предприятия стройиндустрии оказались попросту без заказов. Вот тогда и возникло представление, что выполнять программу жилищного строительства в новых условиях можно, только сооружая относительно недорогие малоэтажные дома из дешевых материалов и по проектам, не требующим прохождения государственной экспертизы.
Конечно, на возведение двухэтажного домика требуется гораздо меньше материалов, ниже требования к квалификации работников, чем при строительстве многоэтажки, и уж тем более – высотной «башни». Однако специалисты знают: эта дешевизна – кажущаяся. Себестоимость 1 квадратного метра в индивидуальном доме гораздо выше, чем такой же полезной площади в многоэтажке. Плюс – повышенные удельные расходы на инженерные коммуникации, но самое главное – найти земельные участки для малоэтажного домостроения реально только на окраинах городов. И это самый главный «минус» такой застройки, за которым тянутся и другие проблемы – транспортная, инфраструктурная, а также социальная – все, что связано с отсутствием в пригородных поселках детсадов, школ и больниц с поликлиниками.
Многоэтажное и высотное жилье, в отличие от малоэтажного, лишено этих недостатков. Оно и возникло в крупных городах в качестве ответа на дефицит земельных площадок. Об этом знали еще в Древнем Риме, где строили инсулы – многоэтажные жилые дома до 30 метров высотой с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Постепенно многоэтажное жилье стало «стандартом» для городского ландшафта, и сегодня большинство населения Земли живет именно в многоквартирных домах. А с конца XIX века в качестве апофеоза инженерной мысли появились и первые небоскребы. Примечательно, что впервые это произошло в динамично развивавшейся, на тот период, стране – США. С тех пор в мире нет ни одного мегаполиса, в котором не нашлось бы своего «самого высокого» здания.
Совершенно очевидно, что высотное домостроение сегодня находится на передовых позициях в строительной сфере. Наличие небоскребов отличает любой современный город, а умение их возводить говорит о высоком развитии строительных технологий, интеллектуальных возможностях проектировщиков, готовности соответствующей материально-технической базы. У всех на слуху знаменитые небоскребы мира, начиная с Empire State Building (449 м) в Нью-Йорке и заканчивая высочайшим на сегодняшний день зданием Burj Khalifa (828 м) в Дубае. Исполнитель этого грандиозного проекта – архитектор Адриан Смит является крупнейшим в мире экспертом по строительству экологических высоток.
– Высотные здания привлекают меня как с точки зрения эстетики, так и в плане практического использования, – говорит зодчий. – Я считаю, что они, безусловно, красивы. А небоскребы (особенно здания смешанного использования) рациональны по сути своей потому, что в них может разместиться большое количество людей на маленьком участке земли. Это позволяет спасти от застройки сельскохозяйственные угодья и сокращает потребление энергии и выбросы углерода в окружающую среду, связанные с маятниковой миграцией (т.е. с переездом людей, скажем, из пригородов, на работу и обратно). Они также предлагают эффективные системы вертикального и горизонтального перемещения, заставляя больше использовать общественный транспорт и способствуя созданию городов, по которым можно будет ходить пешком.
Кроме своих бесспорных потребительских преимуществ, высотный дом – еще и неотъемлемый элемент престижа для города и даже всей страны. Неудивительно, что из 16 крупнейших небоскребов мира 14 строится в Азии, где этому аспекту уделяется повышенное внимание.
В России пальму первенства в высотном домостроении уверенно держит Москва. Сегодня в столице реализуется программа «Новое кольцо Москвы», которая должна включать жилые объекты. Но спрос на жилье в высотных домах только формируется.
Эксперты рынка недвижимости считают, что лидером высотного строительства является компания «Дон-строй». Значительным опытом в этой сфере обладал Mirax Group, построивший жилой комплекс «Корона» и подготовивший проекты «Кутузовская Ривьера» и Mirax Park. Из уже построенных, как наиболее яркие представители высотного домостроения Москвы выделяются самое высокое жилое здание в Европе «Триумф-Палас» и жилой дом «Эдельвейс». Из проектов эконом-класса в высотном строительстве пока реализованы только два коммерческих – «Северный город» и «Аэробус», оба компанией «Капитал групп» – и два муниципальных, компанией «Дон-строй».
Дефицит площадок в престижных районах заставляет застройщиков искать новые форматы и в других крупных городах. Земельных участков с интересным расположением становится все меньше, а цена на них – все выше. Этой же причиной отчасти обусловлена тенденция появления все большего числа многофункциональных комплексов. Другой резон повышенного интереса к высотному строительству – стремление занять незаполненную нишу. Если здание получается выдающимся с архитектурной точки зрения, то и проект становится объектом повешенного интереса.
Так произошло в Екатеринбурге, где предприниматель Андрей Гавриловский построил самое высокое в городе офисное здание – первый отечественный небоскреб за МКАД – 54-этажный «Высоцкий». Многие его коллеги считают это настоящим подвигом – и в техническом, и в финансовом отношении, ведь стройка шла в самый разгар экономического кризиса. При этом Екатеринбург – единственный из городов страны, где не пользуются услугами московских архитекторов и проектировщиков в высотном домостроении.
Сегодня генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын занимается строительством целого делового квартала высоток – Екатеринбург-Сити. По проекту он должен объединить более 400 тысяч кв. м коммерческих и торговых площадей, офисов, гостиниц, развлекательных центров, кафе и ресторанов. Всего в нем 12 объектов: четыре офисные высотки, бизнес-парк, с акцентом на представителей малого и среднего бизнеса, так называемая торговая галерея и две гостиницы. Площадь квартала – пять гектаров.
Первая башня «Исеть» уже заложена – ей по проекту «расти» до 209 метров. Если сначала предполагалось, что это будет чисто офисное здание, то затем решено было сделать его с квартирами и апартаментами. Начало строительства Башни «Урал» запланировано на 2013 год. Она должна стать самым высоким зданием комплекса Екатеринбург-Сити, а также опередить многие небоскрёбы мира – 300-380 метров.
Другой интересный екатеринбургский проект, реализация которого начнется уже в этом году, – жилой квартал «Первый Николаевский». Его строительство в перспективном районе города на улице Европейский планирует НП «Уралэнергостройкомплекс».
Комплекс многоэтажных зданий объединяет стилобат, в котором расположится паркинг. Архитектурной доминантой станут два 61-этажных здания, в которых жилых – класса «комфорт» и «бизнес» – будет по 55 этажей. На территории комплекса разместятся до 40 вспомогательных коммерческих предприятий, обеспечивающих комфорт и безопасность его обитателей.
Сегодня в высотном строительстве принята многофункциональность: на нижних этажах зданий, как правило, размещается торговый центр, над ним гостиница, дальше квартиры и на самых верхних этажах – апартаменты, пентхаусы. Но бывают и чисто жилищные проекты – в том же Дубае, например, где, как и у нас, острая нехватка инженерной инфраструктуры, и дома строят на ограниченной площади.
Как отметил главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин, строительство высотных зданий является одним из перспективных направлений градостроительного развития уральской столицы. Благодаря высокой инвестиционной привлекательности этого города, в нем идет интенсивное строительство. А ограниченные территории Екатеринбурга неизбежно ведут к необходимости высотных зданий. К слову, будучи третьим городом страны по экономическим показателям, Екатеринбург является самым малым городом-милионником в России по территориальному признаку. Именно поэтому, считает Михаил Вяткин, строительство высотных зданий является одним из наиболее перспективных решений.
В прошлом году Екатеринбург посетил главный архитектор и глава совета по развитию городской инфраструктуры Барселоны, профессор Хосе Асебильо Марин, который высказал такое мнение: «Низкая плотность населения – главная проблема Екатеринбурга. Надо помнить, что города с низкой плотностью неэффективны как экономически, так и экологически. С градостроительной точки зрения высокая плотность и компактность городов – положительные черты».
Принципы градостроительства, разработанные еще Ле Корбюзье, много раз применялись для глобального переосмысления городского пространства. При этом высотные здания приходили на смену менее выгодной малоэтажной застройке, преобразовывая ее согласно новым принципам планирования, ориентированным на быстрое экономическое развитие. Высотки сегодня все чаще находят применение при решении проблем перенаселенности и, следовательно, имеют большую экономическую отдачу в компромиссных условиях городского пространства. Учитывая знаковый характер высотных башен, они во многих случаях становятся запоминающимися доминантами современного городского пейзажа.