С каждым годом покупатели отдают все большее предпочтение обуви известных торговых марок. Об этом свидетельствуют результаты маркетинговых исследований, которые ежегодно проводятся агентством ExMedia по инициативе «Мила» - обувь оптом». Аналогичная ситуация прослеживается и с местами продаж. Популярные магазины сильнее привлекают покупателей, заманивая их в свои сети красочными билбордами, многократными повторениями телевизионных роликов, динамичными баннерами на самых посещаемых Интернет-площадках. Не секрет, что такие глобальные кампании требуют существенных вложений, которые под силу только лидерам рынка. А как приобрести желаемую известность магазину, который занимает небольшую торговую площадь в отдаленном от центра спальном районе? Ответ на этот вопрос представлен в нашей статье.
Построение бизнеса на основе договора франчайзинга приобретает всю большую популярность у современных предпринимателей. Его суть состоит в том, что небольшая компания приобретает права - франшизу, которая позволяет ей работать под известным брендом, быть узнаваемой и получать выгоду от внимания уже сформированной целевой аудитории. В такой ситуации стороны получают взаимовыгодные отношения. Франчайзинг признан наиболее оперативным и стабильным методом становления компаний на современном рынке.
В качестве франшизы может выступать торговая марка (бренд), которая передается за плату. Передающая сторона называется - франчайзер, а получающая права – франчайзи.
Франшизная история
Франчайзинг берет начало в далеком 19 веке. Пионером в области франчайзинга стал американец Исаак Зингер, основатель одноименной корпорации. Занимаясь производством швейных машин, он не имел возможности поддерживать качественное их обслуживание. Тогда Зингер начал продавать франшизу, чтобы обеспечить сервис на высоком уровне. Благодаря новой схеме рынок сбыта швейных машинок заметно возрос. Получилась очень выгодная система, которая на сегодняшний день является хорошим способом получения прибыли.
Последователями Исаака Зингера и сторонниками франчайзинга стали такие известные корпорации как «General Motors», которая начала активно развивать дилерские сети и продавать права на распространение автомобилей конкретной торговой марки, а также «Coca-Cola» и «Pepsi», чья схема предусматривала производство сиропа в одном месте. Еще одним последователем франчайзинга стал «Макдональдс». Благодаря тому, что клонированные компании стремительно развивались, сейчас мы можем пользоваться многолетними наработками интеллектуальной базы для составления договора франчайзинга и осуществления бизнеса на его основе. Яркими представителями франшизного бизнеса на российском рынке являются сети магазинов «ЦентроОбувь», одежда «Adidas», «Nike», «Твое» и многие другие. К аналогичным схемам сотрудничества стремится и набирающая известность семимильными шагами сеть магазинов «Сороконожка».
Плюсы и минусы
Начнем с того, что использование бизнес-процессов, которые уже разработаны и протестированы на практике другой компанией способно повысить рентабельность бизнеса. Предпринимателю не нужно «изобретать велосипед». Приобретая франшизу, он получает не только поддержку со стороны надежного франчайзора и полную информацию о том, где и как выгоднее закупать оборудование, товар, по обслуживанию и продвижению магазина, но и приобретает готовую базу клиентов, так как проецирует на себя известность уже раскрученного бренда.
Например, популярный на уровне микрорайона небольшой магазин детской обуви может прославиться на город, область или всю Россию, вступив во франшизу, которая специализируется на развитии сети аналогичных магазинов под единым брендом. Так предприниматель может сэкономить время и средства на раскрутку.
Важно помнить, что сам франчайзер заинтересован в прибыльности бизнеса своего франчайзи и сделает все возможное, чтобы магазин, который стал частью его бренда, работал с наибольшей выгодой.
Еще один плюс - предпринимателю не надо заниматься изучением рынка. Все данные об изменениях, тенденциях и прочих полезных в деле сведений можно получить из рук владельца франшизы, который собирает их путем систематического проведения маркетинговых исследований.
В числе основных минусов можно отметить репутационные риски, так как по франшизе в первую очередь предоставляется право пользования популярным брендом. Подобные риски могут угрожать любому бизнесу вне зависимости от его масштабов. Однако стоит отметить, что крупные сети имеют больший иммунитет, так как владеют набором антикризисных технологий.
В целом можно отметить, что сотрудничество на основе договора франчайзинга выгодно обеим сторонам, и они активно на него идут. Такое сотрудничество подразумевает выстраивание взаимоотношений в горизонтальной плоскости, что делает систему более устойчивой к изменениям. Несмотря на имеющиеся риски, позиции франшизы на рынке нашей страны становятся все лучше и делают возможность взятия бренда напрокат реальностью, доступной каждому.