В 2012 году исполняется 300 лет с момента, когда русские землепроходцы всерьез начали осваивать земли Курильских островов. Именно сегодня в России снова просыпается интерес к изучению и дальнейшему освоению Дальнего Востока. И не случайно Курильские острова становятся точкой притяжения для туристов и любителей путешествий, бизнесменов и руководителей государств.
В связи со 175-летием железных дорог России и 300-летием начала освоения Курильских островов русскими землепроходцами, в рамках программ экологического и экстремально-приключенческого туризма, а также для привлечения внимания к истории дальневосточного региона и России в целом, с учетом одной из важных стратегических целей ОАО «РЖД» – глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему, Некоммерческим партнерством «Объединение производителей железнодорожной техники» совместно с НП «Содружество операторов аутсорсинга», была подготовлена профессиональная команда, которая с 29 июня по 10 июля этого года прошла от юго-западного побережья Камчатки до острова-вулкана Алаид (2339 м над уровнем моря) на морских каяках, более 180 км.
Экспедиция стартовала в Санкт-Петербурге, доехала по Октябрьской железной дороге до Москвы, затем был перелет до Петропавловска-Камчатского и далее на автотранспорте и пешком участники путешествия отправились на юго-западное побережье Камчатки. Вдоль живописного побережья полуострова команда экспедиции на каяках проследовала к крайней южной точке полуострова, мысу Лопатка. В стародавние времена каркас таких лодок изготавливался из крепких ветвей деревьев и костей крупных морских животных и обтягивался шкурами тюленей.
От мыса Лопатка команда совершила тяжелый переход до северного острова Курильской гряды – Шумшу – одного из наиболее укрепленных плацдармов Японии в период Второй Мировой Войны. На всех высотах сохранились доты и дзоты, в низинах – зенитные батареи. Члены экспедиции склонили головы у памятника погибшим при взятии Шумшу морякам-тихоокеанцам, который бережно сохраняют наши пограничники.
Обогнув остров Шумшу, команда направилась через Второй Курильский пролив к острову Парамушир. Несколько выгибаясь в сторону океана, остров вытянулся с юго-запада на северо-восток более чем на 100 км. Ширина его составляет 19-22 км, площадь – 2479 квадратных км. Это второй по величине остров Курильской гряды. Пополнив все необходимые запасы в островной столице, поселке Северо-Курильск, участники экспедиции проследовали к главной цели путешествия – острову-вулкану Алаид. Этот остров также называют именем первооткрывателя Камчатки Владимира Атласова (1661-1711).
Остров имеет правильную круглую форму с диаметром около 14 км и с окружностью по подошве около 42.5 км. Площадь его – 124 квадратных км. Центральная возвышенность острова – вулкан Алаид – поднимается пиком Хитам на восточном побережье до отметки 2339 м. Вулкан Алаид является самым активным вулканом Курильской гряды. За последние 180 лет известно восемь извержений этого вулкана. Сильное извержение в 1778 г. сорвало острый верх Алаида, придав ему форму усеченного конуса. Другое сильное извержение вулкана произошло в 1981 году. Тогда оно доставило немало неприятностей жителям Северо-Курильска.
Кульминацией путешествия стало восхождение на высшую точку вулкана Алаид, где был развернут флаг экспедиции НП «ОПЖТ».
Весь маршрут лежал через заповедные территории, внесенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Экспедиция продемонстрировала доступность для различных видов туризма красивейшего дальневосточного края и, в частности, Курильских островов. Последующие фотовыставки и создаваемый фильм должны привлечь внимание к истории России и Дальневосточного региона, к популяризации истории Курильских островов и истории железных дорог России, к формированию экологического мышления и познавательного интереса – такие задачи ставили перед собой организаторы и участники экспедиции.
Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.