Федеальная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдала Обществу с ограниченной ответственностью «Балтийский завод – судостроение» лицензии на сооружение ядерных установок плавучего энергоблока ПАТЭС проекта 20870 и атомного ледокола ЛК-60 проекта 22220.
Лицензию №ГН-02-102-2622 на сооружение ядерной установки на атомном ледоколе проекта 22220 (ЛК-60) с ядерными реакторами РИТМ-200 Ростехнадзор выдал 25 мая 2012 года со сроком действия до 1 марта 2017 года. Лицензия №ГН-02-102-2624 на сооружение ядерной установки плавучего энергоблока проекта 20870 с ядерными реакторами КЛТ-40С «Академик Ломоносов» была выдана 30 мая 2012 года со сроком действия до 30 мая 2017 года.
Данные документы разрешают ООО «Балтийский завод - судостроение» выполнять на указанных объектах компоновку, монтаж, наладочные работы, проверки и испытания оборудования и систем ядерной установки, монтаж и наладку ядерных реакторов, а также их подготовку к загрузке ядерных материалов.
Атомные ледоколы проекта 22220 с ядерными установками нового типа РИТМ-200 мощностью 60 мегаватт разработаны по заказу Росатома специально для освоения арктического шельфа. Эти суда будут самыми большими и самыми мощными из всех построенных на сегодня ледоколов. На строительство трех первых ЛК-60 в бюджете Росатомфлота заложено более 90 млрд рублей.
Тендер на строительство первого ледокола будет проведен до конца лета 2012 года. ООО «Балтийский завод - судостроение» теперь – единственное предприятие, имеющее лицензию Ростехнадзора на строительство этих судов. «Это даст нам определенные преимущества в тендере», - отмечает генеральный директор ООО «Балтийский завод - судостроение» Александр Вознесенский.
Плавучая атомная теплоэлектростанция малой мощности (ПАТЭС) проекта 20870 разработанА по заказу Росатома для энергоснабжения труднодоступных территорий. Станция состоит из гладкопалубного несамоходного судна ледового класса с двумя реакторными установками КЛТ-40С.
Строительство плавучего энергоблока для первой станции «Академик Ломоносов», которая строится для энергоснабжения Вилючинска (Камчатка), по заказу концерна «Росэнергоатом» вело ОАО «Балтийский завод». Сегодня ее готовность составляет порядка 60%. В ближайшее время недостроенная станция будет передана в собственность «Росэнергоатома», после чего планируется заключение договора на ее достройку с ООО «Балтийский завод - судостроение».
СПРАВКА
Балтийский завод основан в 1856 году англичанином Марком Макферсоном. В 1872 году предприятие обанкротилось, не сумев выполнить в срок принятые закаы. Завод купил князь Эспер Ухтомский, который на кредитные средства провел модернизацию производственных мощностей. Однако рассчитаться по кредитам новый собственник не сумел, и в 1875 году Балтийский завод снова оказался на грани банкротства. В итоге император Александр II принял решение выкупить эту крупнейшую судоверфь в казну. После этого - с 1876 по 1992 годы - Балтийский завод был государственным предприятием: сначала российским, а затем советским.
В 1992 году Балтийский завод был приватизирован и стал Открытым акционерным обществом. После этого 20 лет предприятие находилось под контролем частного бизнеса: сначала группы «ИСТ», а затем – Объединенной промышленной корпорации. Частные собственники, как и в XIX веке, довели ОАО «Балтийский завод» до банкротства. И в конце 2011 года предприятие вновь перешло под контроль государства в лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Для сохранения трудового коллектива и компетенций в рамках ОСК было создано ООО «Балтийский завод – судостроение», в которое перешла большая часть работников ОАО «Балтийский завод». Новому юридическому лицу были переданы судостроительные и машиностроительные компетенции стратегического предприятия. Основной задачей ОАО «Балтийский завод» остаются содержание в порядке имущественного комплекса завода и защита государственных имущественных интересов в судебных процессах.