Совещанием с руководителями финансовых органов Челябинской области 5 июня 2012 г. открылся двухнедельный семинар-обучение для органов местного самоуправления региона, организованный Министерством финансов Челябинской области и Компанией «Р.О.С.Т.У.».
С доклада заместителя Министра финансов Челябинской области Александра Александровича Грязева «Об актуальности продолжения бюджетных реформ. Переход к формированию «Программного бюджета» как способу комплексного реформирования всей системы управления публично-правовым образованием» началось совещание для руководителей финансовых органов региона.
Акцент в докладе был сделан на фиксировании задач текущего момента, связанных с формированием местных бюджетов и определении перспективных задач, связанных с переходом на программно-целевые принципы планирования бюджета и управления деятельностью.
Отмечено, что приоритетной текущей остается задача планирования деятельности учреждений в привязке к планируемым финансовым ресурсам. Устойчивыми терминами в лексиконе каждого финансиста должны стать: муниципальное задание (план деятельности), показатели видов деятельности. Обоснование бюджетных ассигнований должно использоваться в его новом актуальном значении – увязывающем бюджетные ассигнования с целями и задачами субъекта бюджетного планирования, результатами его деятельности.
Связующим звеном между планированием деятельности и планированием расходов должен стать уже знакомый всем реестр расходных обязательств.
Значимость новых инструментов планирования и мониторинга раскрыла в своем докладе первый заместитель генерального директора Компании «Р.О.С.Т.У.» Татьяна Олеговна Бабий. В частности отмечено, что важным направлением совершенствования бюджетного процесса, связанным с появлением новых типов учреждений, является появление новых инструментов взаимодействия таких учреждений с учредителями. Речь идет, прежде всего, об инструменте План финансово-хозяйственной деятельности учреждений (ПФХД). Наиболее логично и целесообразно применение данного инструмента как при планировании, так и в процессе мониторинга, контроля над деятельностью учреждений.
Новой задачей является и задача балансировки расходов с достигнутыми показателями деятельности. Следует понимать, что формированием Решения о бюджете, пусть уже и с использованием параметров муниципальных заданий, процесс не заканчивается. Далее предстоит вносить изменения в бюджет, но уже с учетом выполнения/невыполнения планов, достижения/недостижения поставленных целей.
О новом значении инструмента планирования «Реестр расходных обязательств» и правилах его формирования в системе «БИС» рассказал в рамках совещания ведущий специалист Компании «Р.О.С.Т.У.» Константин Николаевич Гуляев.
Кроме того, Константин Гуляев представил возможности специализированного блока системы «БИС-СБОР» для управленцев – руководителей финансовых органов муниципальных образований Челябинской области
Задача перехода к формированию Программного бюджета, к планированию деятельности не только учреждений, но и самих органов власти, была обозначена в докладе А. А. Грязева в качестве ближайшей перспективной.
Внимание коллег было обращено на тот факт, что в Еманжелинском, Еткульском, Карталинском и Коркинском районах уже приступили к новому этапу реформ. Накоплен опыт г. Магнитогорска в создании результативно-ориентированной системы управления деятельностью и ресурсами на базе «БИС-СБОР».
Было подчеркнуто, что реформы в процессе планирования должны переходить на более высокий уровень. От планирования деятельности учреждений необходимо переходить к планированию целей развития ППО, к планированию деятельности самих администраций. Но, как и на уровне учреждений – во взаимосвязи с планированием расходов бюджета. Принципом «ЦЕЛЬ-Ресурсы-ответственный» должны быть охвачены все уровни бюджетной сети.
Магнитогорск Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.