К нам в руки попала столичная утренняя газета Metro. На первой же полосе, которая отдана под рекламу компании «Теремъ», мы обнаружили то, что заставило нас написать этот материал. Крупными буквами на обложке газеты располагался следующий текст: «АКЦИЯ ко Дню великой победы – скидки до 10%, подарки до 200 000 р.». И сопровождается этот заманчивый лозунг изображением георгиевской ленточки. «Стоп!» – подумает сознание здравомыслящего человека и задастся вопросом «Насколько уместно использование в рекламе символа Великой Отечественной войны, выражающего наше уважение к ветеранам и павшим на поле боя?».
Циничное использование георгиевских ленточек населением – проблема известная. Кто-то повязывает их на ремень, шнурки и даже своих собак. Но это проблема отдельная. Сейчас хотелось бы остановится именно на использовании этого атрибута в PR и рекламных материалах. А прецедентов тому множество. Уже никого не удивляют бутылки водки, на горлышках которой повязана оранжево-черная лента. Или кабинки биотуалетов, отмеченные тем же символом. В прошлом году в Иркутске были размещены билборды все с той же георгиевской ленточкой и надписью «Иркутск. Весна. Победа. Сантехника «Бригантина». Санкт-Петербург, наша культурная столица, отличилась сразу двумя скандальными случаями. АЗС «Фаэтон» раздавала всем водителям, посещавшим их заправочные станции, георгиевские ленточки на которых «скромно» был нанесен логотип этой самой компании. А один из ночных клубов подготовил флаеры-приглашения с изображением символа победы, а рядом поместил компанию обнаженных девушек.
Есть компании, которые отличаются по-иному, но тоже не хотят оставаться вдалеке от всенародного праздника. В преддверии праздника 9 мая они ежегодно выпускают пресс-релизы, которые начинаются примерно так: «Мы осознаем всю меру социальной ответственности перед горожанами, а особенно перед нашими уважаемыми ветеранами, поскольку предоставляем им такую привычную и необходимую услугу как… С глубочайшим почтением относясь к их подвигу, считаем, что мы все в неоплатном долгу перед этим поколением и должны приложить максимум усилий, чтобы облегчить жизнь участникам Великой Отечественной войны».
День Победы – практически единственный всенародный патриотический праздник и очень жалко что все больше компаний используют этот день в коммерческих целях, забывая о нормах морали и опошляя саму идею георгиевских ленточек. Мы замечаем как эстонцы переносят советские памятники, а грузины их взрывают, но не замечаем как у нас дома традиционные символы военной доблести теряют свой первоначальный смысл и моральную ценность в глазах социума.
Perfect Raise призывает рекламное и PR-сообщество задуматься над этим и отказаться от спекуляции на теме победы. Все-таки мы с вами, в силу специфики профессии, помимо всего прочего, несем образовательную функцию, так как работаем с массовой аудиторией.
Кроме того, существует закон. К сожалению, в нашей стране он не всегда соблюдается, но тем не менее… 6-ая часть 5-ой статьи ФЗ «О рекламе» говорит о недопустимости использования в рекламе официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.