Поможет ли малый бизнес развить экспортно-ориентированное производство, а господдержка – развить малый бизнес?
Начало господдержке экспортно-ориентированных малых предприятий (в новой системе координат) положил 2005 год. Свежая для тех времен команда задумала сделать поддержку не такой, каковой она была в 1990-х годах, а «лучше, выше, быстрее…». А получилось – просто денежнее (нарастающим итогом).
В 2005 году профильный департамент МЭР, отвечающий за развитие сектора, оценивал долю экспортно-ориентированных МП в 2% от общего количества «малышей». В сегодняшних реалиях мало кто рискнет дать обобщенную и приближенную к действительности оценку, поскольку с 2008 года законодательно изменился сам объект «малого предпринимательства, а к малому прибавился еще и сектор среднего.
В 2010-м году во второй версии Проектной карты МСП, подготовленной профильным департаментом МЭР, оценивалось только количество МСП-экспортеров (в единицах), уже получивших или «получащих» в будущем за счет средств федерального бюджета.
Однако, уже в прошлом году о проектной карте ее разработчики постарались поскорей забыть (слишком далека она оказалась от действительности). Жизнь быстро поменялась. И в этом вряд ли кто вспомнит, кроме «вредных аналитиков»…
Если с 2005 по 2009 годы на такую поддержку бюджеты всех уровней выложили всего-навсего 391,6 млн.рублей (поддержаны 575 компаний-экспортеров в 36 субъектах), то уже в 2010-м только федеральный бюджет раскошелился на 2 млрд. рублей (на эти деньги поддержать собрались уже 2000 МСП). Прежний директор профильного департамента МЭР А.Шаров в конце 2010-го года охарактеризовал эти 38 регионов, куда были направлены миллиардные средства, как те, кому «действительно повезло», поскольку субъектам РФ своими деньгами особо напрягаться не пришлось: пропорция софинансирования расходного обязательства – всего 5 к 95 – посчитать несложно, сколько «накинули» региональные бюджеты.
Помимо прочего, в комплексе мероприятий поддержки МСП-экспортеров с 2010 года предусматривалось создание и развитие региональных «центров координации» их поддержки, основными направлениями деятельности которых должны были стать: проведение маркетинговых исследований, подготовка обзоров зарубежных рынков, продвижение информации о компании за рубежом, организация встреч и переговоров с иностранными партнерами, оказание помощи в стандартизации и сертификации продукции на экспорт, заключение экспортных контрактов.
Между тем деньги были выделены только в 4 квартале 2010-го, поэтому до предприятий они стали доходить только в прошлом году. Неформализованные интервью свидетельствовали, что в 2008—2009 годах сплошь и рядом практиковалось следующее: еще до реального получения средств регионы должны были отчитаться в профильный департамент МЭР об успехах: как деньги потрачены и какой положительный эффект от этого приключился. Вполне возможно, что в прошлом году регионам этого делать уже не пришлось, поскольку на официальном Федеральном портале малого предпринимательства данные в части «количества экспортно-ориентированных субъектов МСП» отсутствуют по всем регионам, кроме Вологодской области.
Поскольку статистика, предоставляемая Федеральным порталом более чем мутная, мы можем лишь интерпретировать ее в меру нашего понимания («в меру своей испорченности», как сказали бы ранее). Речь, видимо, идет не об общем количестве экспортно-ориентированных МСП в регионе (хотя табличка и не дает такой однозначной интерпретации), а только о количестве «поддержанных». Хотя не исключено, что эти количества могут быть полностью эквивалентны друг другу. Так вот даже в одной-единственной области, по которой есть официальная информация на Федеральном портале, плановые показатели были весьма «скупыми в желаньях» – 10 (ФБ – видимо, имеется виду число МСП, которые должны получить субсидии из средств федерального бюджета) плюс 4 (РБ – речь, по всей видимости, идет уже о региональном). По факту же, если верить этому официальному источнику, все равно оказалось ноль и там, и тут.
В 2011 году среди регионов, как обычно, вновь прошли конкурсы на выделение субсидий региональным бюджетам на «поддержку» МСП. В мандате финансируемых мероприятий были и гранты начинающим экспортерам. Поскольку понятие «грант» и механизмы их предоставления в российском законодательстве юридически не проработаны, по сути речь идет о не более чем 500-тысячных (в рублях) субсидиях («в одни руки») на частичную компенсацию части затрат по первой внешнеторговой поставке. Это сертификация и регистрация продукции и товарного знака за рубежом, брендинг, содержание представительства (офис, склад, торговая точка), обучение специалистов за пределами страны, привлечение зарубежных специалистов на отечественное производство (тут вообще простор для предпринимательской фантазии), участие в деловых миссиях, ярмарочных, конгрессных мероприятиях, зарубежных выставках (регистрационный взнос, аренда площадей, изготовление стендов, раздаточных материалов).
Декларации профильного департамента минэкономразвития, как видим, выглядят красиво. Но никакой информацией о результатах кроме того, что деньги выделены и все сестры получили по серьгам, экспертное сообщество не располагает.
2010 год был беспрецедентно хлебный на орошение «экспортной ориентации» сектора МСП. Однако не только по нему, но и по более ранним периодам общество и эксперты не знают, какими были занятость, обороты (выручка), инвестиции, объемы налоговых отчислений и т.д. у всего экспортно-ориентированного сектора МСП. Например, с 2005 по 2009 годы.
Общество и эксперты не знают, каковы были значения этих показателей не просто у тех, кого поддержали, но у всех малых и средних экспортеров. Именно этот показатель по всему кругу малых экспортеров важно знать, чтобы понимать влияние фактора бюджетной поддержки. Нельзя эти значения отслеживать только по тому кругу МСП, кто поддержку получал. Ведь в полку не только прибывает, но часто и убывает, а поддержка одних может стимулировать выбытие с экспортного рынка других (нарушаются условия конкуренции)… Впрочем, «макропоказателей» мы не знаем даже по тому кругу МСП, кто был поддержан (даже если такие цифры и есть, профильный департамент их не обнародует для независимого анализа и публичной оценки).
А не зная этого и не имея возможности оценивать результаты семилетней политики «поддержки», мы можем судить только о том, сколько денег «разбросано на ветер» под мутные, но бравурные и ничем не аргументированные заверения в эффективности и результативности их использования…
Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)