По итогам 2011 года объем коммунальных услуг, оказанных группой компаний ОАО «Российские коммунальные системы», составил 34,8 млрд. рублей. Уровень собираемости платежей – 95 процентов.
Обеспечение дисциплины расчетов потребителей за отпущенные коммунальные услуги остается одной из сложнейших задач, на решение которой направляются немалые усилия. Традиционно высокий уровень сбора платежей (95 – 96 процентов) по группе компаний ОАО «РКС» достигается за счет целого комплекса мер со стороны сбытовых, биллинговых, юридических подразделений, а также Службы безопасности компании. В 2011 году через суды различных инстанций были вынесены решения по взысканию дебиторской задолженности на общую сумму 1 млрд. 193,5 млн. рублей, в отношении крупных потребителей-должников возбуждено 17 уголовных дел, в территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов переданы заявления о временном лишении прав выезда за рубеж в отношении 6 520 человек-должников, имели место также судебные решения о переселении злостных неплательщиков из благоустроенного жилья в общежития (2 случая в Благовещенске, 1 случай в г. Камешково Владимирской области).
Остаются сложными взаимоотношения коммунальных ресурсоснабжающих компаний с управляющими компаниями (УК), работающими в жилищном фонде и являющимися «проводниками» платежей конечных потребителей услуг – жильцов многоквартирных домов. Совокупный долг УК перед группой компаний ОАО «РКС» составил к 1 января 2012 года 4 млрд. рублей.
Как ожидают в компании, дополнительным рычагом для упорядочения взаимоотношений на рынке коммунальных услуг станут недавно принятые «требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (утверждены постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 253). После вступления их в силу (ориентировочно с 1 сентября 2012 г.) управляющие компании и иные исполнители коммунальных услуг будут обязаны не позднее одного рабочего дня, следующего за поступлением средств в счет оплаты коммунальных услуг, осуществить перечисление платежа в пользу ресурсоснабжающей организации – поставщика коммунального ресурса. До этого времени платежи могли безнаказанно оседать на счетах УК на неопределенный срок. Кроме того, до 1 сентября 2012 г. между ресурсоснабжающими организациями и УК должны быть проведены сверки расчетов.
Ранее, в феврале текущего года, был принят еще один документ, который способен позитивно повлиять на отраслевую среду – постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, утвердившее правила заключения договоров снабжения коммунальными ресурсами, то есть договоров между коммунальными предприятиями и УК (ТСЖ).
В ОАО «РКС» прогнозируют, что уже с 2013 года коммунальные ресурсоснабжающие компании смогут почувствовать эффект от внесенных в нормативно-правовую базу корректировок. Председатель Совета директоров, Директор по правовым и корпоративным вопросам ОАО «РКС» Григорий Терян комментирует: «С учетом изменений в правовой базе уровень собираемости платежей за поставленные коммунальные ресурсы может быть доведен в 2013 году до 97 процентов».
При этом в ОАО «РКС» обращают внимание на то, что другим важным фактором, влияющим на дисциплину расчетов, является переход на расчеты за коммунальные услуги по показаниям общедомовых приборов учета ресурсов. Несмотря на законодательно установленный срок оснащения многоквартирных домов приборами учета (до 1 июля 2012 г.), процесс этот идет крайне медленно. В контуре ОАО «РКС» процент оснащенности многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии составляет - 34 процента, тепловой энергии – 25 процентов, холодной воды – 37 процентов. Собственники жилья и УК, обслуживающие жилищный фонд, не заботятся об обеспечении требований законодательства по установке приборов учета. В результате общераспространенной практикой являются так называемые небалансы – несоответствие объемов поставленных и потребленных ресурсов, которые учитывают в своей деятельности ресурсоснабжающая организация, с одной стороны, и УК, с другой. Объем небалансов может колебаться до 10 процентов, недополученные от потребителей средства отражаются в дебиторской задолженности ресурсоснабжающей организации.
Председатель Совета директоров, Директор по правовым и корпоративным вопросам ОАО «РКС» Григорий Терян: «Активизировать процесс установки приборов учета можно только принятием дополнительных мер экономического стимулирования через тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг».
Камешково Владимирской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.