В Дагестане одному из наших современников удалось империческим путем или, проще говоря, на практике, восстановить секрет изготовления амузгинского булата, утерянный более полувека назад. Выкованные этим человеком клинки разрубают болты и гвозди. А сотрудники спецподразделения обращаются к нему с просьбой смастерить для них сверхкрепкие ножи.
Восстановлен рецепт в старинном и знаменитом дагестанском ауле оружейников Амузги. Сейчас он давно заброшен: здесь живет всего три человека. Во многом из-за этого секреты местных мастеров, изготавливавших необычайно прочные клинки и славившиеся не только на Кавказе, в России, но и во всем мире, остались в прошлом. Сегодня тайну знаменитого амузгинского булата знает только один человек. Его имя — Гаджи Курбанкадиев.
Гаджи — коренной амузгинец. Все мужчины его рода были оружейниками. Искусство ковки и изготовления холодного оружия постигали с детства. А вот Гаджи, 20 лет проработавший профессиональным фотографом, стал мастером, в начале 90-х, когда ему было за сорок. Тогда в Курбанкадиева, которого считали белоручкой, не приспособленным к тяжелому труду, никто не верил. Поэтому односельчане — выходцы из Амузги — посмеивались над ним. Однако уже через три года отшельничества и упорной работы в своем маленьком доме в Каспийске, Гаджи удалось сделать казалось невозможное.
Сегодня Гаджи Курбанкадиев говорит, что сумел восстановить утерянный около 60 лет назад секрет знаменитого амузгинского булата. «Попробуйте саблю моей работы на гвозде. Вот, гвоздь пополам, а на сабле только след», — рассказывает он в интервью НТВ.
Услышав о мастерстве Курбанкадиева, офицеры спецподразделений Министерства обороны стали делать ему заказы. Именно тогда его клинки они испытывали во время боевых действий в Дагестане и Чечне. «Ими рубили дрова, деревья. Их швыряли об бетонные основания, клали под траки танка», — вспоминает Курбанкадиев.
Уникальность амузгинского булата прежде всего в том, что он готовится по очень простой и достаточно известной неприхотливой технологии, когда в ход идет практически любой металл, поскольку в Дагестане, в отличие, к примеру, от Златоуста, всегда был дефицит железа. В результате многократной ковки и закалки при соблюдении определенных пропорций и параметров рождается тот самый сверхпрочный амузгинский клинок. Специальная правительственная комиссия после серии долгих экспертиз в институте физики и лабораториях по сплавам признала, что работы Гаджи Курбанкадиева полностью соответствуют качеству старинных амузгинских клинков и изготовлены по технологии тысячелетней давности.
Принято считать, что родиной дагестанского холодного оружия является знаменитый на весь мир аул Кубачи, но мало кто знает, что в Кубачи, как правило, лишь делали и украшали гравировкой рукояти для кинжалов, сабель и шашек. А вот главным поставщиком боевых клинков был соседний аул Амузги, до которого не больше 2 км. Это же село считается и главным центром производства холодного оружия на Кавказе.
Златоуст Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.