Новая выставка в галерее искусств DiDi объединит нигде ранее не выставлявшиеся картины последних лет и деревянную скульптуру Льва Наумовича Сморгона.
Экспозиция позволит по-новому взглянуть на творчество известного петербургского художника, оказавшегося не только гениальным скульптором, но и талантливым живописцем.
Персональные выставки Л. Н. Сморгона прошли в галереях и музеях Нью-Йорка, Стокгольма, Осло и Загреба. В 2004 году в честь 75-летия скульптора Русский музей представил его ретроспективную экспозицию.
Творчество скульптора рождается в диалоге материала и пустоты, точнее наполненного воздухом пространства. Возможно, поэтому живопись известного петербургского скульптора Льва Сморгона позволяет холсту дышать, оставляя местами нетронутой его белизну. Картина творится цветаформами наряду с пустотами, что делает её лёгкой и светоносной. Белый, помещённый между паузами мягких тонов, из цвета трансформируется в свет.
Живопись юного Сморгона другого рода. Работая над фарфоровыми миниатюрами, художник, вживаясь в их идеальную гладкость, завершенность формы и округлость линий, использует эти художественные приёмы в своём раннем живописном опыте. Линия сковывает свободу цвета жёсткими, но выразительными границами вплоть до 1968 года, когда происходит важная для творческого становления Сморгона встреча. Художник Владимир Волков (1923-1987) открывает ему двери в мир искусства русского авангарда. С этого времени начинается длительный путь постижения его основ и поиск своей собственной системы художественного видения, которая одновременно и единила бы живописный строй картины и дарила бы свободу выражения.
Картины 2011 года в переработанном качестве содержат в себе предшествующий многолетний опыт художника. И вместе с тем они насыщены новым, доселе незамеченным за Сморгоном подходом к живописной форме. В нём всё более ощущается свобода и раскованность в диалоге с материалом.
В последних по времени работах единая система живописного видения, связывающая все составные элементы картины, постепенно дематериализуется. Ещё ранее Сморгон обнаружил, что сочное и плотное по своей природе масло в искусных руках художника может создавать невесомую полупрозрачную цветовую фактуру, дающую эффект акварели или пастели («Реганьяс», 1990 г.). В картинах сегодняшнего дня организующая основа живописи, не теряя своей созидающей силы, утрачивает материальность и вещественность. Она раз-воплощается в белую фактуру холста, всполохами пронизывающую живописный строй («Натюрморт», 2011).
Эти «пробелы», лёгкие паузы или пустоты, помимо ощущения света и воздуха создают иллюзию незавершенности. Живопись трактуется как этюд, что позволяет передать поток движения формы и света. Неслучайно внимательное отношение Л. Сморгона к произведениям Г.Мура, который умело решал проблему запечатленного движения. В творениях обоих мастеров материя переживает становление в форму.
Наглядное, фиксируемое взглядом обретение красочным веществом своей формы рождает непрестанное движение. Кроме того, нарушение статики и победа над застывшим (как раз и навсегда ставшим) достигается свободным пользованием цветом. Его густота и насыщенность мастерски чередуются с нежностью высветленных тонов и полутонов. Поверхность холста бурлит жизнью цвета, не лишённой определённых художественных закономерностей. Так, например, лицо и фигура портретируемого персонажа складываются из плоскостей, индивидуальных по цвету и форме, передающих специфику характера и настроения. Каждый из таких портретов представляет удачную находку для скульптурного образа – его пластическую формулу. Ещё раз, напоминая зрителю о том, что перед ним живопись скульптора.
Открытие выставки состоится 22 марта в 18 00.
Выставка продлится с 22 марта - 17 апреля.