На Шадринском автоагрегатном заводе прошел семинар для директоров и ведущих специалистов предприятия. Более подробно о тренинге "Развертывание политики" рассказал заместитель генерального директора - начальник управления по развитию производственной системы ОАО "ШААЗ" Евгений Нестеров:
Евгений Викторович, что такое "развертывание политики" и с какой целью проводился семинар?
- Развертывание политики - это четкая формулировка целей предприятия и выбор средств для их реализации на всех уровнях управления. Это приемы, помогающие увязать в единую систему различные программы и стратегии развития. В процессе обучения коснулись очень широкого круга вопросов. Например, какие аспекты управления коллективом должны интересовать руководителя? Насколько предприятие успешно сейчас и как добиться большего? и т.п.
Как строились занятия?
- Это тренинг с активной дискуссией, различными упражнениями. Преподаватель - директор компании "Оргпром" (г. Екатеринбург) Алексей Баранов вкратце коснулся теории вопроса, но основное внимание сосредоточил на практических заданиях. Для начала каждому руководителю нужно было сформулировать миссию своего коллектива и, соответственно, цели для ее осуществления.
Мы работаем не ради процесса, а, в первую очередь, для удовлетворения потребителей наших услуг, и каждый должен иметь четкие критерии, по которым ему станет ясно: доволен потребитель или нет. Кроме того, нас должен объективно оценить вышестоящий руководитель.
Что вызвало наибольшие затруднения?
- Сформулировать цели оказалось сложнее, чем думается. Часто мы под целью понимаем некое расплывчатое пожелание того, что бы мы хотели видеть в будущем. В то время как цель должна быть предельно конкретна и актуальна. Она должна быть измерима, то есть не просто "улучшим что-то", а "улучшим на столько-то". Цель должна укладываться в четко определенные границы времени, не растекаясь до бесконечности. И наконец, цель - это нечто достижимое и в то же время амбициозное. Нельзя считать целью то, что можно воплотить, не прилагая особых усилий.
Неужели нельзя построить эффективный бизнес без подобного теоретизирования?
- Мировая опыт показывает, что успешны компании, применяющие регулярный, а не ситуативный менеджмент. Это когда каждый человек выполняет четко определенные обязанности. Он точно знает, что будет делать сегодня, завтра, в текущем году, представляет, по каким критериям оценят его работу. Согласно опросам, именно неумение ставить конкретные цели больше всего раздражает работников в их руководителях.
Раньше этому направлению уделялось недостаточно внимания на предприятии?
- Так нельзя сказать. У нас есть кодекс корпоративной культуры ОАО "ШААЗ", где сформулирована миссия предприятия. Есть Политика в области качества. Ежегодно принимаются цели в области качества. Перед подразделениями ставится задача ежедневного выполнения объемов производства. Существуют цели по модернизации оборудования и освоению новых изделий. Проблема в том, что эти цели не всегда отвечают вышеописанным требованиям и не увязаны друг с другом.
Кроме того, чтобы эффективно достигать результата, цель должна быть развернута до конкретных исполнителей: понятна всем от генерального директора до рабочего у станка. Мы привыкли контролировать объем производства, уровень качества, себестоимость продукции, но нужно еще развивать своих сотрудников, улучшать условия труда, учиться рационально использовать ресурсы и беречь оборудование. В процессе обучения мы сделали первый шаг в этом направлении. Приятно, что руководители всех уровней включились в процесс.
Сейчас есть сформулированные миссии у всех служб. Что нужно делать дальше, чтобы это помогало в ежедневной работе, а не осталось красивыми словами на бумаге?
- Сейчас будем работать отдельно с каждой службой, чтобы определить или скорректировать показатели и цели каждого подразделения и развернуть их до конкретных исполнителей. Чтобы каждый человек на своем рабочем месте понимал - что от него требуется, в каких количествах, к какому сроку и какого качества. Чтобы каждый рабочий знал, какие изделия ему необходимо сделать сегодня, а начальники знали какие компетенции своих сотрудников необходимо развивать, какие рабочие места улучшать, как создать сплоченный коллектив единомышленников. Это основа, на которой мы будем вести дальнейшую работу по развитию производственной системы Шадринского автоагрегатного завода.
Справка:
Словари предлагают несколько толкований понятия "миссия организации". Если их обобщить, получится, что миссия – это философия и предназначение, смысл существования предприятия. Например, миссия Шадринского автоагрегатного завода звучит так: "Мы создаем автокомпоненты достойного качества по доступной цене, делая работу автотранспорта надежной".