Случаи увольнения сотрудника за шутку на рабочем месте в России можно пересчитать по пальцам. Последнее громкое дело такого рода было в 2007 году. Журналиста ульяновской газеты, издаваемой при поддержке администрации, пошутившего над мэром города, сняли с занимаемой должности. В Европе наказания за неуместный юмор – не редкость. Недавний случай с санитаром католической клиники в Германии, позволившим шутку в адрес Папы Римского, прямое тому подтверждение.
Кадровый центр «ЮНИТИ» в ноябре 2011 г. провел опрос руководителей московских компаний на тему офисных шуток. Результат оказался весьма оптимистичным. Шутки на рабочем месте в 50% случаев не являются поводом для увольнения. Адекватный юмор готова оценить половина российских начальников, вторая же половина считает неприемлемыми приколы в отношении самих себя или высшего руководства.
Как показал опрос, к темам, вызывающим острый негатив, относятся пошлости, грубости, унижающие достоинство человека: «есть общечеловеческая этика, нормы морали, грубости мы не приемлем», «не смеемся над пошлыми, эротического содержания шутками, которые акцентируют внимание, прежде всего, на недостатках внешности сотрудников».
Радует оптимизм, с которым руководители среднего звена высказывались о шутках, допустимых и одобряемых в компаниях. 64% респондентов назвали вышестоящее начальство адекватным и расположенным к юмору, а коллектив – демократично-либеральным. «Важно не над кем, а как. Если хорошая беззлобная шутка, то шути над кем хочешь», «У нас никого бы за шутки не уволили, коллектив с чувством юмора», «В компании очень демократичные отношения и за шутки не увольняют. А если увольняют – то это шутка», – пояснили респонденты.
«Шутки над вышестоящим руководством – очень опасный способ разряжать ситуацию. Обоснованными можно считать шутки, тему которых затрагивает сам руководитель, когда шутит сам над собой. Если мы говорим о шутках над окружающим нас миром, то такие шутки уместны на 100%, – рассказывает Юрий Кондратьев, специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ». – Российские специалисты умеют и, что важно, любят шутить на рабочем месте. И это играет важную позитивную роль – повышает настроение, сближает коллег и руководителя (до допустимого расстояния)».
С легкостью поделились свежей шуткой рабочего характера 57% респондентов. Среди удачных корпоративных приколов опрошенные припомнили и «заявления об увольнении», и «сисадмина, которому сменили все пароли», и «оплату за время обогрева сотрудников из холодных кабинетов».