На прошлой неделе Новосибирск посетил один из самых молодых миллионеров в нашей стране – Даниил Мишин, управляющий партнёр сети хостелов Bear Hostels. На встрече со студентами он рассказал, как ему в 19 лет удалось заработать столько денег.
Я из бедной семьи: мама работала в школе, папа сторож. Стремление заработать деньги появилось очень рано – где-то в семь лет. Мой первый бизнес – торговля шоколадными батончиками. Я учился в школе с обеспеченными детьми. В столовой не было ничего, кроме пирожков с картошкой. А дети богатых родителей в 90-е хотели «баунти», «марсы» и «сникерсы». Я решил предложить им это: на каждой перемене бегал в гастроном, закупал шоколадки и продавал однокашникам с накруткой. Выглядел ли я глупо? Да! Часть людей от меня отвернулась. Но мне было всё равно.
Когда мы начинаем что-либо делать, мы выглядим глупо. Вспомните, как неуклюже дети делают первые шаги, какие нескладные фразы на первых порах у них получаются. По данным социсследований, основная часть людей не начинает своё дело потому, что боится выглядеть глупо. И зря!
Золотая жила
Прежде чем я занялся своим любимым делом, которое и сделало меня миллионером, я попробовал разные варианты применения своих способностей: распространял агитационные газеты (тираж!). Пытался быть риэлтором – не продал ни одной квартиры. Пробовал быть гидом-экскурсоводом (хорошо знаю английский), но ничего из этого не вышло. Мы рубили ёлки и продавали их на Новый год (накрутки были сумасшедшие). Пытался быть финансовым посредником, но и тут не достиг успеха.
Когда мне было 11 лет, мы поехали с родителями в Европу. В Берлине оказались без денег, у нас было 20 евро и просроченный билет – ночевать пришлось в хостеле. Тогда-то я впервые столкнулся с этим понятием.
Хостел – та же самая гостиница, но выгодна благодаря тому, что в номере живёт 4–6 человек. Но мне больше всего понравилось в хостеле – общение с иностранцами, европейская толерантность, интернациональность.
Бухгалтер и уборщица
Вскоре в наследство досталась трёхкомнатная квартира в Севастопале (я сам из этого города). Что сделает любой человек с этой недвижимостью? Вариант первый – сдать её в аренду семье. Второй – попробовать сделать хостел. Путем долгого канючения я уговорил родителей открыть хостел. Инвестиции – $200. Схема проста: матросы черноморского флота делают мне из дерева кровати за пиво, а бельё я покупаю по дешёвке у челноков. Открыл хостел. Проходит неделя. Гостей нет. Почему? Никто не знает о моём предложении – хостел надо рекламировать. Путём нетворкинга нашёл человека, который первым на Украине открыл хостел. Он научил меня основам: как работает на продвижение интернет, как работают продажи, что такое туроператоры. Дело пошло. В первом своём хостеле я был и бухгалтер, и уборщица.
Перемен требуют наши сердца
В 2008 году бизнес стал давать сбои: туристов на Украине стало меньше, и я решил поехать в Москву. Многие тогда сказали мне, что у меня ничего не получится. Я заметил, что по жизни нас окружает масса людей, которые говорят что мы ничего не добьёмся. Все твердили: «Куда ты лезешь? В Москве всё есть!» Если вам кто-то говорит, что вы чего-то не можете, то выкидывайте его из своей жизни – этот человек будет тормозить вас.
Укрощение Златоглавой
В городе с 15 млн населения, со въездным потоком 4 млн туристов в 2008 году было 8 хостелов! Я этим воспользовался. Открыл три хостела в историческом центре города. Мои услуги были очень востребованы, но через полгода клиенты перестали туда ехать: клиент перерос моё предложение (появилась масса негативных отзывов в сети). Это самая страшная фаза для предпринимателя. Я понял, что нужно решать дело кардинально: продал свой бизнес и взялся за новый. Это проще, чем заниматься ребрендингом.
Мишкин хостел
К новому продукту я подошёл серьёзнее: установил другие стандарты, новый подход, улучшенный сервис. В этих хостелах был ремонт, домашние кухни (возможность самостоятельно готовить). Мы сделали хостел, где люди ходили без обуви. Внутри бренда Bear Hostel мы создали несколько миниконцепций: домашние хостелы, тусовочные хостелы, где можно было круто провести время, но толком не поспать, и семейные хостелы. По сути удовлетворили желание аудитории, от которой раньше отказывались. Сегодня у нас нет конкурентов в соотношении цена-качество.
В ближайшие полгода мы запустим франчайзу по всей России. Мы сознательно раздули штат: пиарщики, маркетологи, менеджеры. Работаем с меньшей прибылью. Потому что понимаем, что у нас сетевой продукт и мы его хотим продвигать.
Кроме ума, сообразительности и коммерческой жилки, будущий миллионер должен обладать хорошо развитыми коммуникативными навыками и харизмой. Без этих качеств Даниил не смог бы добиться столь высоких результатов и удержать внимание аудитории, которая слушала историю его успеха с огромным вниманием – позавидовали бы многие лекторы.