Калужская область — один из передовых регионов по развитию туризма в России. По итогам текущего года въездной турпоток в области составит, как предполагается, не менее 830 тыс. человек. Такие данные привел Николай Любимов, заместитель губернатора региона, в своем выступлении на Первом Калужском Туристском форуме.
Форум, проходивший с 24 по 26 ноября, стал масштабным событием в отрасли, объединившим на одной площадке представителей федеральных и региональных властей, экспертов туриндустрии и участников рынка. Его организаторами выступили правительство Калужской области, туристско-информационный центр «Калужский край», Информационное агентство AK&M и культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР».
Выбор региона для проведения форума был не случаен. Сейчас, наряду с развитием автомобильного и фармацевтического кластера, в Калужской области туризм является одним из ключевых направлений развития. 18 ноября текущего года на XV Ежегодной международной премии «Лидеры туриндустрии — 2011» министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области получило юбилейный диплом и серебряную корону в номинации «За успехи в развитии туризма».
До 2016 года планируется увеличить туристический поток в регионе до 2,4 млн. человек в год, сообщил Н. Любимов. Достичь такого результата предполагается за счет реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011-2016 годы». Планируется осуществление новых проектов, в том числе строительство второй очереди Калужского музея истории космонавтики. Согласно программе, общий объем инвестиций в туристическую индустрию в области возрастет с 320 млн. руб. в 2011 году до 1,59 млрд. руб. в 2016 году.
Александр Радьков, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм), в своем выступлении на пленарном заседании форума рассказал о выполнении федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Общий объем финансирования по данной программе составит более 330 млрд. руб.
По словам А. Радькова, объем внутреннего турпотока в России превышает сейчас 30 млн. человек в год. Факторами, сдерживающими развитие внутреннего туризма, являются низкий уровень сервиса и малая транспортная доступность объектов. По данным А. Радькова, на транспортные расходы в структуре стоимости турпродуктов приходится до 70%. Выходом может стать расширение конкуренции, а также налоговое стимулирование компаний-перевозчиков и дотации от государства на перевозку льготных категорий пассажиров.
Первые семь пилотных проектов на 2012 год, которые получат государственную поддержку в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма до 2020 года», уже отобраны. В настоящее время продолжается прием заявок на участие в федеральной целевой программе. Всего из федерального бюджета на поддержку внутреннего туризма планируется выделить в ближайшие годы 96 млрд. руб. По словам А. Радькова, главные критерии для отбора проектов: разработка в регионе собственной программы развития туризма, наличие у проекта частного соинвестора и проработанной проектно-сметной документации.
О необходимости расширять представление о туризме для создания лучшего сервиса говорил в своем выступлении Сергей Шпилько, председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, президент Российского союза туриндустрии.
Расширению турпотока препятствует недостаточный уровень сервиса. Однако, по мнению специалистов, нужно прежде всего работать над улучшением сервиса для путешествий внутри России, повышать стандарты до международных — тогда увеличится и въездной турпоток. Как отметил С. Шпилько, традиционных видов отдыха уже мало для удержания клиентов, требуется развитие таких новых направлений, как событийний туризм, этнографический, агротуризм и т.д. Кроме того, сейчас из сферы внимания «выпадают» целые большие категории потребителей, например, владельцы дачных участков. «Это тоже турпоток, который нуждается в сервисе, — пояснил С. Шпилько, — а мы не привыкли с ним работать».
Отсутствие единого понимания индустрии, единых стандартов работы влияет и на возможности финансирования. Как рассказал в своем выступлении Сергей Лукиян, заместитель управляющего Калужским отделением Сбербанка, сейчас банк финансирует в регионе три гостиничных проекта. Однако стартапы или нестандартные туристические проекты получают финансирование редко, так как трудно оценить их экономическую эффективность. Эта проблема остается одной из важнейших для развития отрасли.
О новых направления сервиса в туриндустрии на форуме говорили особенно много. Так, Алексей Логинов, министр спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, отметил в своем выступлении, что одним из приоритетов в регионе становится агротуризм. Ему было посвящено отдельное заседание одного из круглых столов форума.
По данным, которые привел в своем выступлении на круглом столе Павел Коновалов, заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, сейчас в регионе уже более 100 субъектов агротуризма и действует более 400 гостевых домов. В 2011 году на субсидирование затрат на материально-техническую базу и продвижение продукта, в том числе участие в выставках из регионального бюджета было выделено около 10 млн. руб.
Участники заседания обсудили роль агротуризма как инструмента решения социальных и территориальных проблем. Например, одна из его важнейших функций — это возвращение в сельхозоборот неиспользуемых земель. Агротуризм может быть хорошим вариантом компромисса, который позволяет и учесть интересы владельцев, и вернуть простаивающие земли в сельхозпроизводство.
Однако главной проблемой остается отсутствие классификации и стандартов качества для субъектов агротуризма. Этот пробел пока не позволяет ни адекватно контролировать качество услуг, ни сертифицировать гостевые дома с присвоением им категорий, подобно тому, как это делается в отношении гостиниц.
Опытом развития другого необычного проекта — культурно-образовательного туристического центра «ЭТНОМИР» — поделился с участниками форума его основатель и руководитель Руслан Байрамов. Проект, реализация которого началась в 2006 году, уже в 2010 году вышел «в ноль», сообщил Р. Байрамов, а по итогам 2011 года ожидается получение первой прибыли. Общая стоимость проекта после его завершения составит, по данным компании, $500 млн. Планируемая социальная эффективность проекта к 2020 году — 1200 новых рабочих мест и прием 3 млн. туристов и экскурсантов ежегодно.
Спрос на квалифицированных специалистов в туризме сейчас очень высок. Об этом рассказал в своем выступлении на круглом столе «Гостиничный бизнес и индустрия гостеприимства» в рамках форума Евгений Курбацкий, руководитель направления продаж HeadHunter (Калуга). «Динамика рынка труда в сфере «Туризм/Гостиницы/Рестораны» — одна из наиболее устойчивых к кризису, — пояснил он. Однако проблема в том, что по-настоящему опытных специалистов в индустрии не так много. Между тем именно переподготовка и повышение квалификации являются ключевыми для специалистов «контактных профессий», полагает Юрий Лагусев, проректор Российской международной академии туризма.
Низким остается и качество сервиса на местах, готовность принимать туристов, уровень гостеприимства. Нужно изменение менталитета, считает Юлия Сигорская, главный редактор альманаха «Путешествие по России», чтобы местные жители видели в туристах желанных гостей, а не чужаков, достойных лишь того, чтобы им прокалывали шины и разбивали стекла в машинах.
Проблемы с дорогами, транспортная удаленность — еще одно препятствие на пути к развитию внутреннего туризма в России, прежде всего, автотуризма. Именно удаленность региона от основных туристических центров стимулирует развитие межрегионального туризма, и данное направление там гораздо сильнее развито, чем в европейской части России.
Среди прочих тем, которые обсуждали участники форума, были также регулирование ценовой политики в туристической отрасли, обеспечение безопасности туристов как важный фактор повышения привлекательности объектов, вопросы рекламы и продвижения туристических продуктов, формирование региональных брендов и другие вопросы.
В целом проведение форума стало важным событием для туристической индустрии — появилась еще одна площадка, где профессионалы смогли встретиться, обменяться мнениями и опытом, выработать совместные пути решения наиболее актуальных проблем. Также на пленарном заседании прозвучало предложение Н. Любимова — сделать следующий туристский форум в Калужской области международным под эгидой Федерального агентства по туризму, — которое встретило поддержку главы Ростуризма А. Радькова.
Российский деловой портал "Альянс Медиа (http://www.allmedia.ru)" является информационным партнером организаторов мероприятия.