С 11 по 16 апреля 2011 г. в Сочи проходил Всероссийский съезд водоканалов. Его организатором выступила Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) при партнерской поддержке компании GRUNDFOS (ведущий мировой производитель насосного оборудования), ГК «Росводоканал» и ряда других организаций.
Участники съезда говорили о тех проблемах, которые сегодня стоят перед отраслью. «Износ основных фондов по водопроводным сетям уже достиг 63%, канализационным сетям – 61,6%, очистным сооружениям водопровода – 59,8%, очистным канализации – 62,8%. В ряде муниципалитетов износ инфраструктуры уже 70-80%. Около 30% основных фондов полностью отслужили нормативные сроки», – заявил глава Минрегиона Виктор Басаргин . Для модернизации отрасли необходимо 1,9 трлн. рублей.
Привлечь инвестиции водоканалам непросто. Прежде всего, в силу устаревшего законодательства. «Мы сталкиваемся с проблемой секретности: многие данные по городским водоканалам в городах с населением свыше 100 тыс. человек защищены законом о гостайне. Эта норма давно устарела, ее надо отменять. Тогда проблем с привлечением иностранных инвесторов будет куда меньше», – считает Сергей Яшечкин, генеральный директор инвестиционной компании ОАО «Евразийский» .
Необходимы отрасли ВКХ и более понятная тарифная политика. Сейчас в Госдуме находится законопроект «О водоснабжении и канализовании», в нем предусмотрен ряд важных новшеств. Вводится понятие регуляторных договоров. Эти соглашения не только определят объём и качество услуг водоснабжения, но и гарантируют их поставщикам неизменность установленных тарифов, что необходимо для реализации инвестиционных программ по модернизации сетей.
Однако тарифы – не «панацея». Как отметил в своем выступлении на съезде гендиректор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликс Кармазинов, «простое увеличение тарифа, без увеличения эффективности использования финансовых средств, не приведет к успеху» .
По мнению специалиста, необходимо повышать энергоэффективность предприятий, снижать потребление электроэнергии. «Почти 20% мирового потребления электроэнергии приходится на насосы, – рассказал Дмитрий Назаров, ведущий инженер компании GRUNDFOS. – При этом от 40% до 60% этой энергии может быть сохранено. Необходимо только установить современное оборудование».
В качестве одного из наиболее простых примеров Дмитрий Назаров привел опыт сотрудничества с МУП «Водоканал Воронежа». Сегодня здесь работает более тридцати агрегатов GRUNDFOS. Экономия электроэнергии в зависимости от объекта составляет от 30 до 75% по сравнению с ранее эксплуатирующимся оборудованием.
Специалисты водоканала подсчитали, что экономия электроэнергии от внедрения скважинных насосов составляет до 31%, канализационных – до 40%, повысительных – до 75%.
Вот несколько показательных примеров. «На замену скважинного насоса, силового кабеля и системы управления воронежский водоканал затратил 425 тыс. рублей. Потребление электричества сократилось более чем на 30%. Ежегодная экономия на платежах за электроэнергию – 510 тыс. рублей. Таким образом, весь комплекс оборудования и работ по реконструкции скважины окупил себя за 10 месяцев! А таких скважин, с морально устаревшим оборудованием, в городе более 50! Давайте посчитаем экономию денег и энергоресурсов в масштабах города. В российских водоканалах наблюдается колоссальный дефицит средств на развитие, устаревшее, изношенное оборудование, пришедшее из прошлого века! А ведь деньги, сэкономленные на электроэнергии, можно направить на развитие предприятий», – подытожил Дмитрий.
Реконструкция объектов ВКХ с применением современного, энергоэффективного оборудования, как и реализация других энергосберегающих проектов, возможна за счет внедрения в России механизма энергосервисных контрактов. Они основаны на предоставлении специализированной компанией целого комплекса услуг по практическому энергосбережению с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии.
«Суть энергосервисного контракта и заключается в том, что он открывает источник финансирования энергосберегающих программ. Мы спрашиваем клиента, хочет ли он заниматься энергосбережением и сэкономить на этом деньги? Если ответ да, то даем ему деньги в виде рассрочки на определенный срок, – рассказывает управляющий директор «Мосэнергосбыт» Петр Синютин. – Клиент может не платить за электроэнергию два месяца, а эти деньги тратить на энергосберегающую программу, которую мы вместе с ним разрабатываем. В счет этой программы он экономит свои средства. А деньги, которые были использованы на энергосбережение, возвращает нам с процентами, делясь той прибылью, которую заработал. То есть мы не скрываем, что хотим заработать на клиенте» .
Затем, когда деньги будут возвращены энергосервисной компании в полном объеме, водоканал получит возможность полностью пользоваться результатами произведенной модернизации.
За подобными пока еще инновационными схемами – будущее развития водоканалов в России.